ИСТОРИЯ

Тамара Эйдельман

Тамара Эйдельман

Главное, что нужно знать о Тамаре Натановне: это потрясающий рассказчик. История для Эйдельман — увлекательный детектив, который можно распутать, лишь проведя свое собственное расследование. Этому она и учит детей: сверяться с документами, анализировать и уметь отличать истину от пропаганды. Зная Тамару Эйдельман, мы не удивляемся, ее званиям: заслуженный учитель России и отличник народного просвещения!

ИСТОРИЯ
Выбрать возраст
9 лет 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16+ лет
ПРИМЕНИТЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 9 - 11 лет

"Загадки истории. Часть 2"

Урок 1. Кто построил статуи на острове Пасхи?
Урок 2. Что Марко Поло увидел в Китае?
Урок 3. Кто найдет волшебную чашу?
Урок 4. «Зеленые человечки» и другие загадки средневековых соборов

Урок 1. Кто построил статуи на острове Пасхи?
Одно из самых загадочных мест на земле, остров Пасхи, — знаменит прежде всего своими статуями. Кто их построил? Для чего? Каким образом их смогли дотащить до берега моря? До сих пор ученые спорят об этом.

Урок 2. Что Марко Поло увидел в Китае?
Молодой венецианский купец Марко Поло в XIII веке отправился на другой конец Земли и провел в Китае 17 лет. Это он рассказал европейцам об удивительной стране, находящейся далеко на востоке, перемешав реальность со сказкой.

Урок 3. Кто найдет волшебную чашу?
Много веков люди передавали легенды о волшебной чаше Грааля, которая принесет бессмертие ее обладателю. На ее поиски отправлялись рыцари Круглого стола и ученые ХХ века, — существует ли она на самом деле?

Урок 4. «Зеленые человечки» и другие загадки средневековых соборов
Почему средневековые соборы покрыты такими удивительными изображениями — иногда настолько страшными, что им, вроде бы, не место в церкви? А иногда очень красивыми, но совершенно непонятными. Что же все это значит?

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 9 - 11 лет

"Загадки истории. Часть 1"

Урок 1. Тайны самых древних путешествий
Урок 2. Потерянные древние царства
Урок 3. Где начинается Нил?
Урок 4. Волшебные приключения Синдбада-морехода

Урок 1. Тайны самых древних путешествий
Сегодня мы путешествуем на поездах, самолетах, автомобилях — а первобытные люди передвигались только пешком. Но все же они смогли добраться до самых далеких уголков Земного шара. Как им это удалось?

Урок 2. Потерянные древние царства
Существует множество историй о загадочных царствах и их правителях, владеющих огромными богатствами. Царство Офир и владения царицы Савской, царство пресвитера Иоанна и государство амазонок — это сказки или в них есть доля правды?

Урок 3. Где начинается Нил?
В древние времена египтяне считали Нил богом. Где-то далеко, думали они, бог Хапи льет воду из кувшина — и поэтому Нил разливается. Прошло несколько тысяч лет, прежде чем отважные путешественники наконец выяснили, откуда же начинается Нил.

Урок 4. Волшебные приключения Синдбада-морехода
В течение многих веков на востоке рассказывали о неугомонном путешественнике Синдбаде и о волшебных странах, в которых он побывал. Есть ли в этих прекрасных сказках реальная основа?

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 9 - 11 лет

"Загадки древнего мира. Часть 2"

Урок 1. Тайна всемирного потопа
Урок 2. Семь чудес света — старых и новых
Урок 3. Загадки курганов евразийской степи
Урок 4. Сокровища древнего мира
Урок 5. Робин Гуд и другие благородные разбойник

Урок 1. Тайна всемирного потопа
Библейский рассказ о всемирном потопе известен всем, но почему о потопе рассказывали еще и в Вавилоне, и в Греции, и даже в Америке? Какие удивительные события скрываются за этими сказками?

Урок 2. Семь чудес света — старых и новых
В древней Александрии ученые очень любили составлять списки — мудрецов, знаменитостей, удивительных вещей. Так появились знаменитые «Семь чудес света». Что туда вошло и почему? Как с тех пор этот список меняли, что туда добавляли?

Урок 3. Загадки курганов евразийской степи
По бесконечной степи, протянувшейся от Монголии до Крыма, много веков передвигались воинственные кочевые народы. Мы не так уж много о них знаем — только то, что рассказывали их соседи — и то, что нашли археологи. А нашли они много удивительных вещей.

Урок 4. Сокровища древнего мира
Откуда прибыла царица Савская, которая привезла царю Соломону столько богатств? Куда отправляли свои экспедиции египетские фараоны? Почему царь Крез считал себя счастливейшим из смертных? Во всех древних государствах рассказывали о великих богатствах, спрятанных где-то далеко. Это были просто сказки — или за ними скрывается реальность?

Урок 5. Робин Гуд и другие благородные разбойник
В средневековой Англии рассказывали много историй о Робин Гуде и его молодцах, живших в Шервудском лесу, грабивших богатых и помогавших бедным. Почему появились такие истории? И знает ли история других разбойников, которых и разбойниками-то не назовешь?

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 9 - 11 лет

"Загадки древнего мира. Часть 1"

Урок 1. Загадки первобытных пещер
Урок 2. Древние государства на великих реках
Урок 3. Загадки египетских гробниц
Урок 4. Древние финикийцы - великие мореплаватели

Урок 1. Загадки первобытных пещер
Правда ли, что «пещерные люди» жили в пещерах? Не совсем. А древние животные? Тоже не всегда. А почему же историки, изучающие первобытный мир, так интересуются пещерами? Потому что это был особый мир, очень важный для наших предков, недаром они расписывали стены пещер и совершали там загадочные обряды.

Урок 2. Древние государства на великих реках
Самые древние цивилизации — Египет, Двуречье, Индия, Китай — возникли на берегах рек. Это произошло случайно или жизнь рядом с великой рекой отличается от жизни в других местах?

Урок 3. Загадки египетских гробниц
Подготовка к загробной жизни была для египтян самым важным делом. Фараонов хоронили в огромных пирамидах, а потом в подземных гробницах, но и знатные вельможи, и простые люди думали о том, что с ними будет после смерти. Гробница должна была стать домом для души человека — и эти дома уже многое рассказали историкам, но при этом еще хранят множество тайн.

Урок 4. Древние финикийцы — великие мореплаватели
Жители древней Финикии были одними из самых великих мореплавателей древности. Как шла жизнь в финикийских городах? Как финикийцы строили корабли? Как далеко они осмеливались на них уплывать от родного дома?

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 9 - 11 лет

"Загадки Средних веков"

Урок 1. Самураи – японские рыцари
Урок 2. Рыцари и турниры в средние века
Урок 3. Могут ли быть замки без привидений?

Урок 1. Самураи – японские рыцари
Все слышали о самураях, видели картинки с изображениями этих знаменитых воинов. А кем же они были? Как несли свою службу? Каким правилам подчинялись? Почему исчезли?

Урок 2. Рыцари и турниры в средние века
Зачем средневековым рыцарям нужны были турниры? Турнир был опасным делом — там можно было погибнуть, получить тяжелые раны, лишиться коня или оружия — и все-таки их устраивали снова иснова. Зачем? Как проходили турниры, кто в них участвовал, зачем они были нужны рыцарям и за что их любили зрители.

Урок 3. Могут ли быть замки без привидений?
Почему люди так любят рассказы о привидениях? Почему в любом старинном замке обязательно должен обитать какой-то загадочный дух?

подробнее
1 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 9 - 11 лет

"Что мы знаем о Древней Руси? Часть 2"

Урок 1. Как Святослав «ходил на вы» и почему из его головы сделали чашу
Урок 2. Как князь Владимир крестил Русь, и почему он пировал с богатырями?
Урок 3. Почему древний город назвали Новгородом, а жители называли его «Господин великий Новгород»?
Урок 4. Как князь Ярослав строил храмы, читал книги и выдавал дочек замуж

Урок 1. Как Святослав «ходил на вы» и почему из его головы сделали чашу
Князь Святослав, сын Игоря, был великим и могучим воином, о нем нам рассказал летописец, его описали византийские историки. Чем же он был знаменит, и где сложил свою буйную голову?
 
Урок 2. Как князь Владимир крестил Русь, и почему он пировал с богатырями?
Мы много знаем о Владимире Святом — но таких разных вещей, что они с трудом складываются в одну историю. Он и злодей, совершивший до крещения много дурных дел, и святой князь, который даже разбойников наказывать отказывался, и тот самый Владимир Красно Солнышко, который в былинах вечно пирует с богатырями. Можем ли мы понять, каким он был на самом деле?

Урок 3. Почему древний город назвали Новгородом, а жители называли его «Господин великий Новгород»?
Об одном из древнейших русских городов нам очень много рассказали археологи, уже много лет проводящие там раскопки, летописцы, подробно описавшие то, что там происходило в древности. Мы можем до сих пор любоваться древним новгородским Кремлем, его церквями и монастырями. Чем же был так велик Господин Великий Новгород и что произошло с его величием?

Урок 4. Как князь Ярослав строил храмы, читал книги и выдавал дочек замуж
Ярослав Мудрый — один из самых знаменитых древнерусских князей. При нем Киев стал одним из прекраснейших городов всей Европы, а главный киевский собор он не зря назвал Софией — хотел показать, что его столица ничуть не хуже великого Константинополя.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 9 - 11 лет

"Что мы знаем о Древней Руси? Часть 1"

Урок 1. Как летописец рассказывает нам о прошлом?
Урок 2. Как археологи рассказывают о жизни Древней Руси?
Урок 3. Откуда на Руси пришли варяги?
Урок 4. Мог ли Вещий Олег предсказать свое будущее?
Урок 5. Как князь Игорь погиб из-за своей жадности

Урок 1. Как летописец рассказывает нам о прошлом?
Откуда мы знаем о событиях, происходивших в Древней Руси? Археологи изучают то, что осталось от жизни древних городов, историки искусства — старинные соборы и иконы, а еще историки читают летописи, авторы которых подробно, год за годом, «лето за летом» рассказывали о том, что происходило в их время. И о том, что происходило задолго до их рождения. Откуда же летописцы об этом узнали? О чем они считали нужным нам рассказать? Можем ли мы верить всему, что написано в летописи?

Урок 2. Как археологи рассказывают о жизни Древней Руси?
Как узнать, как выглядел дом жителя древнего Киева или Новгорода? Во что он одевался? По какой улице ходил? Ведь об этом обычно не рассказывают ни летописи, ни другие документы. Но глубоко под землей лежат остатки древней жизни, и археологи знают, как их найти, как аккуратно достать из-под земли. А главное — как понять, о чем эти находки могут нам рассказать. И эта работа иногда оказывается настоящим детективным исследованием.

Урок 3. Откуда на Руси пришли варяги?
Многие историки отсчитывают начало русской истории с призвания варягов. Кто же такие варяги? Кто их звал на Русь (если этот рассказ не выдуман)? Да это же те самые викинги, перед которыми трепетала вся Европа — только на Руси они были не такими жестокими и страшными. Кто такие варяги? Как они появились на Руси и что значили для русской истории?

Урок 4. Мог ли Вещий Олег предсказать свое будущее?
Князя Олега, о котором все знают, что он «принял смерть от коня своего», называли Вещим. Это значит, что он мог предвидеть свое будущее. Почему же он не понял, что не надо наступать ногой на кости уже умершего коня? А из-за чего он получил свое прозвище? Какие еще легенды связаны с этим князем? И вообще, можем ли мы узнать о нем что-то, кроме сказок и легенд?

Урок 5. Как князь Игорь погиб из-за своей жадности
Князь Игорь собирал дань с подчинявшегося ему племени древлян, и попробовал прийти к ним два раза подряд и получить двойную добычу. Древлянам это, конечно же, не понравилось, и они его убили. Зачем же Игорь так глупо поступил? А почему он вообще имел право чего-то требовать от древлян? И зачем ему нужна была эта дань? Старинная легенда о жадном князе может рассказать нам очень много о жизни Древней Руси.

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 12 - 14 лет

"Великие открытия, изменившие мир. Часть 2"

Урок 1. Можно ли самому разговаривать с Богом?
Урок 2. Как поплыть по морю?
Урок 3. Открытие Нового Света
Урок 4. Неужели Земля круглая?

Урок 1. Можно ли самому разговаривать с Богом?
В течение тысячелетий люди верили во многих богов или в одного Бога, но всегда были уверены, что для общения с высшими силами нужны посредники — жрецы, священники — те, кто умеют совершать обряды и таинства. И вдруг появился Мартин Лютер, заявивший, что человек свободен в своем общении с Богом.

Урок 2. Как поплыть по морю?
Люди с древнейших времен плавали по морям. Но как же им это удавалось? Для того, чтобы не пропасть среди волн, понадобилось очень много открытий.

Урок 3. Открытие Нового Света
Как Колумбу пришло в голову отправиться на запад, когда он хотел добраться на восток? Кто до него уже знал о существовании Нового Света и знал ли?

Урок 4. Неужели Земля круглая?
Еще в древности ученые предполагали, что Земля круглая, но доказать это удалось далеко не сразу.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 12 - 14 лет

"Великие открытия, изменившие мир. Часть 1"

Урок 1. Первая революция в истории
Урок 2. Как оставить свои мысли будущим векам?
Урок 3. Компас, порох и другие открытия китайцев
Урок 4. Как напечатать книгу?

Урок 1. Первая революция в истории
Самая великая революция в истории человечества длилась не день и не два, а несколько тысяч лет. Это тот период, который ученые называют «неолитической революцией», когда человечество перешло от дикости к цивилизации.

Урок 2. Как оставить свои мысли будущим векам?
О чем думали самые древние люди, как они представляли себе мир - мы не знаем, потому что их мысли и представления до нас не дошли. А вот о более поздних поколениях мы знаем куда больше. Почему? Так ведь они оставили нам записи и изображения. Как появилось письмо и искусство и как они повлияли на жизнь нашего мира?

Урок 3. Компас, порох и другие открытия китайцев
Компас, порох, бумага, шелк, фарфор - только самые знаменитые открытия китайской цивилизации. А что было дальше? Как они распространились по миру? Ведь многие из них китайцы долго пытались не выпускать за границы Поднебесной империи.

Урок 4. Как напечатать книгу?
Люди писали и читали книги в течение многих веков, но очень долго на создание одной книги уходили годы. А потом появился Иоганн Гутенберг - и вся жизнь человечества изменилась.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 12 - 14 лет

"Великие правители былых времен. Средние века. Часть 3"

Урок 1. Государи, укрепляющие свою власть. XII век
Урок 2. Государи, проводившие жизнь в сражениях. XII век
Урок 3. Государи, проводившие жизнь в сражениях. XIII век

Урок 1. Государи, укрепляющие свою власть. XII век
В это время многие правители думают о том, как им перестать зависеть от своих приближенных и взять всю власть в свои руки. Английский король Генрих II прожил бурную жизнь — и большую часть времени воевал со своими вассалами, а владимирского князя Андрея Боголюбского убили его же дружинники.

Урок 2. Государи, проводившие жизнь в сражениях. XII век
Император Фридрих Барбаросса, английский король Ричард Львиное Сердце, французский король Филипп Август надеялись получить славу, власть и богатство в крестовых походах. А противостоял им султан Саладдин, с которым они так и не сумели справиться.
 
Урок 3. Государи, проводившие жизнь в сражениях. XIII век

подробнее
1 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 12 - 14 лет

"Великие правители былых времен. Средние века. Часть 2"

Урок 1. Император, который воевал с кочевниками, император, ожидавший конца света, и император, писавший книги. Х век
Урок 2. Русские князья, воевавшие с императорами. Х век
Урок 3. Государи, которые решили сменить религию. Х — начало ХI века
Урок 4. Государи, боровшиеся за власть по всему миру. XI век
Урок 5. Государи, боровшиеся с церковью и государи, сражавшиеся с внешними врагами

Урок 1. Император, который воевал с кочевниками, император, ожидавший конца света, и император, писавший книги. Х век
Император Оттон остановил вторжение венгров, а его внук считал себя самым великим правителем из всех, какие когда-либо были. А в Константинополе, в другой империи, у императора Константина власти почти не было, но зато описал в своих книгах окружавшие его государство народы.

Урок 2. Русские князья, воевавшие с императорами. Х век
А в это же время, когда западные и восточные императоры управляли множеством земель и народов, на Руси жили князья, которые постоянно хотели воевать с могучими императорами — иногда это у них получалось, а иногда не очень.

Урок 3. Государи, которые решили сменить религию. Х — начало ХI века
Киевский князь Владимир решил найти новую религию — и выбрал христианство. Такой же выбор сделали почти в то же самое время венгерский король Иштван и норвежский король Олаф. Почему это произошло почти в одно и то же время?

Урок 4. Государи, боровшиеся за власть по всему миру. XI век
Ярослав Мудрый — один из самых великих князей Древней Руси, но власть он получил не сразу — ему пришлось долго сражаться за нее со своими братьями. А у него в Киеве одно время жил будущий норвежский король Харальд, который был влюблен в дочь Ярослава. Харальд добился норвежской короны, но попытался захватить еще и власть в Англии — но на английский престол претендентов было много.

Урок 5. Государи, боровшиеся с церковью и государи, сражавшиеся с внешними врагами
XI век — на западе — это время борьбы императоров с римскими папами, византийские императоры всеми силами защищаются от надвигающихся на них турок, а русские князья решают, как им бороться с половцами.

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 12 - 14 лет

"Великие правители былых времен. Средние века. Часть 1"

Урок 1. Варварские вожди и великие императоры. Правители VI века
Урок 2. Воинственные завоеватели и загадочные правители VII века
Урок 3. Ленивые короли, могучие майордомы, неукротимые викинги и несчастная Ян-Гуйфэй. Правители VIII века
Урок 4. Карл Великий, ставший легендой, варяги, которых пригласили править, и Альфред Великий, который очень любил читать. Правители IX века

Урок 1. Варварские вожди и великие императоры. Правители VI века
VI век — время, когда на обломках Римской империи постепенно начиналась новая жизнь — на Западе власть получили вожди варварских племен — Хлодвиг, король франков, Теодорих, король остготов, а на Востоке, в Византии, в это же время правил великий император Юстиниан, при котором был построен собор Святой Софии. А что было в это время на Руси? Об этом мы знаем только смутные легенды. А на другом краю Европы, если верить легендам, как раз в это время создавал свое королевство великий король Артур.

Урок 2. Воинственные завоеватели и загадочные правители VII века
Самыми удивительными и мощными правителями этого столетия были арабские халифы, которые начали свои мощные завоевания и совершенно изменили карту мира. А что же делали в это время правители других стран? Как удержали свою власть византийские императоры? А кто такой загадочный Само, создавший первое славянское государство?

Урок 3. Ленивые короли, могучие майордомы, неукротимые викинги и несчастная Ян-Гуйфэй. Правители VIII века
VIII век — время, когда многое меняется в мире — франкские короли теряют власть, а зато их министры — майордомы — останавливают арабское нашествие, а потом сами становятся королями, с далекого севера приходят корабли новых, никому не известных завоевателей — викингов, а далеко-далеко в Китае великому императору пришлось погубить свою возлюбленную…

Урок 4. Карл Великий, ставший легендой, варяги, которых пригласили править, и Альфред Великий, который очень любил читать. Правители IX века
Удивительные события IX века оказали огромное влияние на всю последующую историю. Франкский король Карл стал императором Карлом Великим и прославился так, что даже имя его стало нарицательным. На Руси появились правители, пришедшие из-за моря. А в Англии король Альфред боролся против родственников тех, кто стал править на Руси.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 12 - 14 лет

"Средневековье. Главные события"

Урок 1. Римская империя: что стало после?
Урок 2. Империя Карла Великого
Урок 3. Римские папы против императоров
Урок 4. Англия и Франция: сто лет войны
Урок 5. Мартин Лютер против католической церкви

Урок 1. Римская империя: что стало после?
Что произошло с обломками Римской империи? Какие государства возникли там, где когда-то правили римские императоры? Что за странные люди были эти короли «варварских государств»? Как они научились управлять своими королевствами и научились ли?

Урок 2. Империя Карла Великого
Почему память о Карле Великом пережила его империю и множество веков? Почему его имя осталось в слове «король» на многих языках? Что сделал этот человек, который и читать-то с трудом научился, и почему он остался в легендах?

Урок 3. Римские папы против императоров
Почему папы римские и императоры так долго враждовали друг с другом? Чем они мешали друг другу? Зачем надо было воевать,совершать военные походы и проклинать друг друга?

Урок 4. Англия и Франция: сто лет войны
Столетняя война длилась сто лет (и даже чуть больше). Неужели действительно Англия и Франция столько времени воевали? Что же они не поделили и как из-за этой войны изменилась жизнь в их странах?

Урок 5. Мартин Лютер против католической церкви
Мартин Лютер был католическим монахом, а потом ушел из монастыря и объявил войну католической церкви. Почему? И чем закончилась эта война? Кто в ней победил, если здесь можно найти победителя?

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 12 - 14 лет

"Люди, жившие в России"

Урок 1. Дружинники, стрельцы, рекруты…
Урок 2. Купцы, гости, предприниматели…
Урок 3. Смерды, крепостные, общинники…
Урок 4. Бояре, дворяне, помещики…

Урок 1. Дружинники, стрельцы, рекруты…
Кто в России отправлялся на войну? Как в разные времена в России было устроено войско? Кто ходил собирать дань с князем в древней Руси? Почему помещики были обязаны являться «конно, людно и оружно»? Зачем понадобились стрельцы, и почему через сто лет после создания стрелецкого войска оно уже устарело? Почему по рекрутам плакали как по покойникам?

Урок 2. Купцы, гости, предприниматели…
Кто в России занимался торговлей? Во все времена из одного русского города в другой шли, ехали, плыли на лодках купцы. Что же они везли? Зачем пускались в долгий путь? Как их жизнь менялась с веками? Есть ли что-то общее между древнерусским торговым человеком и предпринимателями XIX века?

Урок 3. Смерды, крепостные, общинники…
Кто в России пахал землю? Крестьяне в течение многих веков составляли большинство населения России, но нам не так-то легко понять, как они жили — ведь они не оставляли воспоминаний, не писали дневников — но все же ученые много знают о жизни крестьян — и в древней Руси, и в более близкие к нам времена.

Урок 4. Бояре, дворяне, помещики…
Кто в России владел землей? Еще с XI века князья начали вознаграждать своих дружинников, жалуя им землю. С тех пор и появились те, кого называли боярами, потом дворянами, помещиками, — землевладельцы. У них было много прав — в разные времена по-разному, были и обязанности. Мы проследим, как менялась их жизнь с древнейших времен и до начала ХХ века.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 12 - 14 лет

"Российские государи. Часть 2"

Урок 1. Николай I. Николай «Палкин» или великий государь?
Урок 2. Александр II. Великие реформы
Урок 3. Александр II и террористы
Урок 4. Александр III. 13 лет спокойствия или зарождение кризиса?

Урок 1. Николай I. Николай «Палкин» или великий государь?
30-летнее правление Николая I мы привыкли воспринимать как период тяжелой, глухой реакции. Это, безусловно, так, но ведь это же и время великого расцвета русской культуры и развития городов, появления железных дорог… Сам Николай был уверен, что все делает абсолютно правильно — вот только почему-то его правление закончилось катастрофой, поражением России в Крымской войне. В чем же дело?

Урок 2. Александр II. Великие реформы
Один из величайших периодов в русской истории — время, когда Россия совершила невероятный рывок вперед, были освобождены крестьяне, появились новые суды, по-новому стала формироваться армия, возникли выборные учреждения. Но есть те, кто считал тогда и считает теперь, что проведенных реформ было недостаточно, что именно их слабость и неоднозначность и породили позже революции. Так чем же были «великие реформы» — мощным движением вперед или слабым и противоречивым развитием?

Урок 3. Александр II и террористы
Молодое поколение, выросшее в эпоху великих реформ, считало царя виновным в том, что перемены шли недостаточно быстро, а потом, с их точки зрения, и вообще остановились. Так возникла страшная пропасть между молодыми людьми и властью, что привело к одной из самых ужасных трагедий в русской истории — гибели царя-освободителя от рук террористов.

Урок 4. Александр III. 13 лет спокойствия или зарождение кризиса?
Александр III вступил на престол после трагической гибели отца от рук террористов, и для него реформы навсегда оказались связаны не с освобождением страны, а с разгулом террора. Все свое правление он пытался потихоньку уменьшить те перемены, которые его отец произвел в России, а заодно добиться стабильности и покоя. И казалось, ему это удалось — ведь правление Александра III прошло спокойно. Но может быть, за его правление расплатился сын?

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 12 - 14 лет

"Российские государи. Часть 1"

Урок 1. Иван Грозный
Урок 2. Петр I
Урок 3. Екатерина II
Урок 4. Павел I
Урок 5. Александр I. Кроткий реформатор или лживый трус?

Урок 1. Иван Грозный
Иван Грозный — один из самых знаменитых и жутких русских царей. Почему молодой, умный, энергичный правитель превратился в жестокого садиста и залил кровью всю страну? Сделал ли Грозный что-то хорошее для России? Должны мы ужасаться тому, что он сделал? Восхищаться? Или просто удивляться?

Урок 2. Петр I
Наше следующее занятие будет посвящено Петру I, Петру Великому. Великому царю, великому реформатору, наверное, одному из самых знаменитых и спорных персонажей в истории России.
Мы поговорим о том, что сделал Петр, и о том, как по-разному в разное время его оценивали.

Урок 3. Екатерина II
Екатерина II — кто она? Екатерина Великая или «Тартюф в юбке»? Ярая крепостница или убежденный реформатор? Споры не утихают уже больше двухсот лет. На уроке Тамары Эйдельман поговорим об одном из величайших правителей и реформаторов России — Екатерине II.

Урок 4. Павел I
Правда ли, что Павел I был сумасшедшим? Зачем ему понадобилось отменять то, что сделала его мать? Правда ли, что все жители России радовались его убийству? Речь пойдет о многочисленных мифах, порожденных этим коротким правлением, и о той реальности, которая стоит за ними.

Урок 5. Александр I. Кроткий реформатор или лживый трус?
Эпоха Александра I — то время, которое мы привыкли воспринимать романтически: гусары, поэты, декабристы, Пушкин — как красиво, ярко, интересно. Но помимо всего этого это еще и время, когда разные люди мучительно пытались решить самые мучительные вопросы русской жизни — повернуть развитие страны в другую сторону — и не могли. Почему царь, который в начале своего правления вызывал всеобщее обожание, умер разочарованным, усталым от жизни и не любимым своими подданными?

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"Великие правители былых времен. Новое время. Часть 3"

Урок 1. Короли, пытавшиеся вернуться в мир до революции
Урок 2. Государи и революции
Урок 3. Государи, создатели новых государств

Урок 1. Короли, пытавшиеся вернуться в мир до революции
После того, как Наполеон был побежден, многим европейским правителям показалось, что можно снова вернуться в тот, казавшийся им уютным мир, где они жили до Великой французской революции. Французские короли Людовик XVIII и Карл Х, испанский и неаполитанский короли, австрийский император — они пытались повернуть историю вспять. Но бывает ли так?
Попытаемся проанализировать и понять.

Урок 2. Государи и революции
Тень революции пугала всех правителей начала XIX века — Александр I с ужасом ожидал удара со стороны заговорщиков, Николай I всеми силами пытался оградить Россию от революций — а в Европе королевские престолы качались все сильнее.
Сделаем экскурс по истории революций в Европе и поймем их причины и следствия.

Урок 3. Государи, создатели новых государств
Сложно представить, но на карте Европы в середине XIX века все еще были государства, остававшиеся раздробленными — Германия и Италия. Разные силы боролись здесь за объединение страны, но в каждом случае понадобились короли (или их министры), чтобы довести дело до конца. Поговорим о создателях новых европейских государств — Гарибальди и Вильгельме l.

подробнее
1 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"Великие правители былых времен. Новое время. Часть 2"

Урок 1. Философы на троне
Урок 2. Английские короли, потерявшие власть
Урок 3. Государи, сходившие с ума
Урок 4. Короли, лишившиеся своих престолов
Урок 5. Короли против Наполеона

Урок 1. Философы на троне
Философы на троне — так называли государей, которые пытались править, следуя идеям Просвещения. На этом уроке рассмотрим, что было общего в правлениях Екатерины II, Фридриха II, Иосифа II. Как им удалось совмещать такие разные вещи и как идеи Просвещения повлияли на жизнь и политику их государств?

Урок 2. Английские короли, потерявшие власть
Англия при королях Георгах I, II и III постоянно богатела и завоевывала все новые земли. Но с течением времени американские колонии больше не хотели им подчиняться. А главное — парламент постепенно приобретал все больше прав. Как происходила колонизация и что она в итоге принесла?

Урок 3. Государи, сходившие с ума
В истории бывало так, что и безумцы попадали на трон, а других, вполне здоровых, объявляли безумцами их же подданные. Например, английский король Георг III был психически болен, а в результате лечения он стал совсем безумным. 
А вот про российского государя Павла I говорили, что он сумасшедший, хотя на самом деле это было совсем не так. Разберемся, почему же Георг так долго управлял, а Павла свергли и убили?

Урок 4. Короли, лишившиеся своих престолов
На этом уроке поговорим о неудачливых правителях. Французский король Людовик XVI заплатил сполна за неразумную политику своих предшественников — был казнен на гильотине. Его участь разделила его жена — королева Мария-Антуанетта. Они одни из самых знаменитых жертв революции. Некоторым королям повезло чуть больше — они сохранили голову, но тоже лишились власти и вынуждены были вести жизнь в изгнании. Российский Император Николай ll был расстрелян вместе со своей семьей. И это стало беспрецедентным событием. Об этих и других правителях, потерявших власть, поговорим на уроке.

Урок 5. Короли против Наполеона
Наполеон — генерал Бонапарт, затем Первый консул, а потом император Франции, был угрозой для множества королей. Кто же пытался ему противостоять? Австрийский и русский императоры, английский, прусский, шведский короли. Как строилась их борьба с Наполеоном? Что помогло им добиться удачи и победить великого Наполеона? 

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"Великие правители былых времен. Новое время. Часть 1"

Урок 1. Петр I и Карл XII — два соперника, похожих друг на друга, и Август Великий, подаривший Европе фарфор. Правители начала XVIII века
Урок 2. Фридрих-Вильгельм Прусский и Георг Ганноверский — князья, ставшие королями
Урок 3. Король-Солнце и его потомки
Урок 4. Женщины на троне — российские и австрийские императрицы

Урок 1. Петр I и Карл XII — два соперника, похожих друг на друга, и Август Великий, подаривший Европе фарфор. Правители начала XVIII века
Три правителя, чьи судьбы тесно переплелись во время Северной войны. Петр I и его вечный противник Карл XII, и саксонский курфюрст, ставший королем Польши — Август, союзник Петра, который, не сумел сохранить ему верность, но зато благодаря ему в Дрездене стали производить прекрасный фарфор. 

Урок 2. Фридрих-Вильгельм Прусский и Георг Ганноверский — князья, ставшие королями
Начало XVIII века — время, когда в Европе появляются новые короли. Бранденбургское курфюршество стало уже таким сильным, что его правитель смог объявить себя королем (так появилось королевство Пруссия), а его родственник Георг вдруг волею судеб оказался на английском престоле.

Урок 3. Король-Солнце и его потомки
Людовик XIV, прозванный Королем-Солнцем, прожил очень долго и пережил всех своих детей. После него правил его правнук — Людовик XV, а своего внука Король-Солнце сделал королем Испании — так Бурбоны оказались на нескольких европейских престолах.

Урок 4. Женщины на троне —  российские и австрийские императрицы
Середина XVIII века —  время правления многих женщин —  в России сменилось несколько императриц, и вступление на престол каждой из них было связано с бурными событиями. А в Австрии император попытался обеспечить престол своей дочери, но той все равно пришлось долго защищать свое право.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"Диктаторы ХХ века"

Урок 1. Диктаторы ХХ века. Италия
Урок 2. Диктаторы ХХ века. Германия
Урок 3. Диктаторы ХХ века. СССР
Урок 4. Диктаторы ХХ века. Латинская Америка
Урок 5. Диктаторы ХХ века. Азия

Урок 1. Диктаторы ХХ века. Италия
Бенито Муссолини — сначала обожаемый итальянцами, потом презираемый, потом расстрелянный партизанами и повешенный вниз головой. Как он прошел путь от популярного политика до ненавидимого диктатора?
 
Урок 2. Диктаторы ХХ века. Германия
В чем заключался феномен прихода к власти нацистов в Германии? Каким образом страна с древней культурой, один из оплотов европейской цивилизации, докатилась до ужасающего варварства? Какие уроки может извлечь мир из этой страшной истории?

Урок 3. Диктаторы ХХ века. СССР
Сталин — человек, заливший нашу страну кровью и обрекший ее на голод и бедность. Каким образом мечта о равенстве и благоденствии привела к репрессиям и несчастьям и почему для многих Сталин по-прежнему кумир?

Урок 4. Диктаторы ХХ века. Латинская Америка
Южная Америка — континент, известный огромным количеством диктатур, более или менее кровавых, продолжительных или коротких. Почему? Как здесь сложилась благоприятная почва для диктаторских режимов?

Урок 5. Диктаторы ХХ века. Азия
Азия знает примеры ужасающих диктатур, когда Мао Цзэдун залил Китай кровью, а Пол Пот устроил в Кампучии настоящий ад. Что это — азиатская специфика или характерная черта ХХ века?

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"Люди начала ХХ века"

Урок 1. Витте — железнодорожник, финансист, реформатор
Урок 2. Столыпин — человек, который мог изменить Россию
Урок 3. Азеф — провокатор и гений террора
Урок 4. Генерал Корнилов — выдающийся военный и неудавшийся диктатор

Урок 1. Витте — железнодорожник, финансист, реформатор
Один из величайших государственных деятелей дореволюционной России, Сергей Юльевич Витте, человек, обеспечивший промышленный взлет в 1890-е годы, укрепивший российский рубль, написавший Манифест 17 октября — а потом отправленный в отставку и изливший душу в невероятно язвительных, но очень ценных мемуарах. Его роль в российской истории огромна.

Урок 2. Столыпин — человек, который мог изменить Россию
Столыпинская реформа и сам Петр Аркадьевич Столыпин уже больше ста лет вызывают беспрерывные споры. Одни считают его реакционером и душителем свободы, другие — великим реформатором и спасителем России. Про его реформу одни историки пишут, что она провалилась, а другие — что была необычайно успешной. Кто прав? Это каждый может решить сам.

Урок 3. Азеф — провокатор и гений террора
Евно Азеф — человек, которым восхищались революционеры, и которого невероятно ценили сотрудники охранки, двойной агент, добившийся огромного успеха и как террорист, и как полицейский шпион. Чего он хотел на самом деле — денег, власти, острых ощущений — мы никогда точно не будем знать, но стоит попробовать разобраться в его жизни.

Урок 4. Генерал Корнилов — выдающийся военный и неудавшийся диктатор
Еще один человек, чья личность и деятельность вызывают беспрерывные споры. Лавр Георгиевич Корнилов - боевой генерал, прославившийся во время Первой мировой войны, любимый солдатами — и при этом человек, требовавший введения в России смертной казни. Заговорщик, пытавшийся свергнуть в августе 1917 года только-только возникшую в России демократию? Или, наоборот, спаситель России от приближавшейся диктатуры большевиков?

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"ХХ век. Поворотные вехи. Часть 2"

Урок 1. Недолгая «Оттепель» — новая жизнь или ослабление режима?
Урок 2. 60-е — время бурь или начало застоя?
Урок 3. 70-е — шаг вперед или обострение кризиса?
Урок 4. Начало 80-х. Неизбежна ли была перестройка?

Урок 1. Недолгая «Оттепель» — новая жизнь или ослабление режима?
Что изменилось в нашей стране в 50-е годы? Что Хрущев изменил, а что не смог или не захотел? Могла ли оттепель продлиться дольше и почему она закончилась в начале 60-х?

Урок 2. 60-е — время бурь или начало застоя?
Это десятилетие — время огромным перемен и в мире, и в СССР. После отставки Хрущева изменилась внутренняя политика, культура, прошли попытки экономических реформ, а после вторжения в Чехословакию резко изменились международные отношения. К чему привели все эти перемены?

Урок 3. 70-е — шаг вперед или обострение кризиса?
Что дала нам эпоха разрядки? Насколько тяжелым был застой? Можно ли увидеть в это время признаки движения вперед, или страна застыла над пропастью?

Урок 4. Начало 80-х. Неизбежна ли была перестройка?
Почему в 1985 году началась перестройка? Была ли она вызвана все больше обострявшимся кризисом, развалом экономики, старением вождей, невозможностью конкуренции с США?

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ИСТОРИЯ с Тамарой Эйдельман
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"ХХ век. Поворотные вехи. Часть 1"

Урок 1. Революции в России — новая жизнь или ослабление режима? 
Урок 2. Первая мировая война 
Урок 3. Вторая мировая война
Урок 4. Тоталитарные режимы ХХ века
Урок 5. Послевоенные годы — радостная мирная жизнь или крах всех надежд?

Урок 1. Революции в России — новая жизнь или ослабление режима?
Русские цари гордились тем, что, в отличие от Европы, в России нет революций — народ любит своего государя, а об изменении строя думает только горстка болтунов. И вдруг в 1905 году произошел взрыв небывалой силы. Почему? Из-за Русско-японской войны? Из-за Кровавого воскресенья? Или какие-то противоречия, заложенные в российской жизни, вдруг вырвались на поверхность? А обязательно ли за 1905 годом должны были последовать две революции 1917 года? Могло ли их не быть? 

Урок 2. Первая мировая война
На следующем занятии по истории XX века речь пойдет о Первой мировой войне. О той войне, которую на Западе называют великой войной. О войне, которая совершенно изменила мир. О войне, которая повлияла на культуру, экономику, политику — на все… И об этом мы и будем говорить: не только о передвижении войск, но и о том, как изменились люди, как изменился мир.

Урок 3. Вторая мировая война 
Ни одно столетие не знало таких страшных войн, как ХХ век. Вторая мировая война имела катастрофические последствия, огромное количество жертв и изменила жизнь всего мира. На онлайн уроке по истории ХХ века попробуем разобраться, почему она началась и что принесла человечеству.

Урок 4. Тоталитарные режимы ХХ века
ХХ век — это еще и время страшных тоталитарных режимов. Два самых жутких из них связаны с именами Гитлера и Сталина, а ведь было еще очень много других, может быть, менее кровавых, но все равно ужасных. Что произошло в ХХ веке? Почему люди допустили то, что произошло? И можем ли мы быть уверены, что ничего подобного не повторится?

Урок 5. Послевоенные годы — радостная мирная жизнь или крах всех надежд?
Как изменилась жизнь в СССР после войны? Что произошло с надеждами людей на лучшую жизнь? Зачем Сталину понадобился железный занавес?

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ