БИОЛОГИЯ

Илья Колмановский

Илья Колмановский

Илья Колмановский — еще одна звезда лектория «Прямая речь». Его научные шоу собирают сотни зрителей, детей и взрослых. Колмановский — кандидат биологических наук (PhD), научный журналист и путешественник. На его уроках всегда новейшие гаджеты, необычный реквизит и живые помощники — улитки, хамелеон и другие экзотические животные. Метод Ильи Колмановского в том, чтобы создать яркие образы, которые ребенок точно не забудет.
«В чём сила динозавров? Почему на свете так много насекомых? Когда и у кого появилась голова?» Темы разные, но курс биологии составлен так, чтобы уловить суть законов природы.

БИОЛОГИЯ
Выбрать возраст
7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16+ лет
ПРИМЕНИТЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 7 - 11 лет

"Как работает организм. Часть 1"

Урок 1. Кожа человека
Урок 2. Скелет человека
Урок 3. Пищеварение человека
Урок 4. Выделительная система человека

Урок 1. Кожа человека
Наш самый большой орган, кожа, умеет регулировать температуру, дышать, расти, латать дыры сам себе, подтягивать себя и перестраиваться, растить волосы и ногти, а потом стареет. Как всё это работает?

Урок 2. Скелет человека
Как мы отращиваем 7 рук и ног за свою жизнь, зачем нам нужна кость размером с кунжутное семечко, как завязать кость в узел, и почему пожилые люди ломают шейку бедра.

Урок 3. Пищеварение человека
Какой путь проходит съеденная нами еда? Что происходит, когда на её пути встречаются ножницы-ферменты? И где живут прожорливые бактерии?
Какие продукты делают нас умнее и почему мы так любим сладкое, если оно такое вредное.

Урок 4. Выделительная система человека
Чем заняты два миллиона нефронов и куда деваются 300 литров первичной мочи в сутки — поговорим на уроке о выделительной системе человека.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 7 - 11 лет

"Общая ботаника: основные смыслы. Часть 1"

Урок 1. Введение в мир растений
Урок 2. Баланс кислорода
Урок 3. Кто есть кто в мире растений
Урок 4. Опыление и опылители

Урок 1. Введение в мир растений
Кто такие растения и чем отличаются от других живых существ.

Урок 2. Баланс кислорода
Как дышат и питаются растения, поговорим на уроке с Ильей Колмановским.

Урок 3. Кто есть кто в мире растений
На этом уроке поговорим о разнообразии жизненных форм: от водорослей до разных цветковых.

Урок 4. Опыление и опылители
Как растения посылают друг другу новые гены не сходя с места. Способы опыления и типы опылителей.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 7 - 11 лет

"Кто есть кто. Часть 4"

Урок 1. Насекомоядные: гонка за калориями
Урок 2. Приматы: и умные, и красивые
Урок 3. Отряд Хищные: профессиональные убийцы
Урок 4. Отряд Хищные: меховые подводные лодки
Урок 5. Парнокопытные: машины по переработке травы
Урок 6. Китообразные: как свиньи научились нырять

Урок 1. Насекомоядные: гонка за калориями
Кто должен съедать половину своего веса в день, почему ежикам не больно рожать и зачем выхухоли хобот.

Урок 2. Приматы: и умные, и красивые
На этом уроке поговорим о приматах! Лемуры и долгопяты, мартышки и павианы, орангутаны и гориллы: что умеют, как питаются, кого боятся 200 видов наших ближайших родственников, которые почти вымерли по всему миру.

Урок 3. Отряд Хищные: профессиональные убийцы
Отряд хищных насчитывает 268 видов! Поэтому про хищных мы будем говорить целых два урока.
Почему гиена — это такая кошка, кто в этом отряде ест только растения, почему енот так называется и причем тут мангусты. Как львы рассылают смс и почему нельзя убивать лисиц?

Урок 4. Отряд Хищные: меховые подводные лодки
На этом уроке поговорим о моржах, тюленях, сивучах — клыкастых, безухих и ушастых: где они живут, что едят и чем знамениты эти родственники выдры?  Какого размера морской слон, кого боится морской леопард, зачем моржу бивни и что ест байкальская нерпа — узнаем на уроке биологии Ильи Колмановского.

Урок 5. Парнокопытные: машины по переработке травы
На этом уроке поговорим о парнокопытных — этих машинах по переработке травы! Жирафы и окапи, верблюды и бегемоты, свиньи и газели, антилопы и быки… А в конце урока поговорим про отряд, который почти вымер: непарнокопытных, и почему им так не повезло.

Урок 6. Китообразные: как свиньи научились нырять
Зачем кашалоту огромные зубы, где у дельфина ноздри и каких совершенно новых китов открыли в 2020 году? Как свиньи научились нырять и причем тут морские черви?

подробнее
3 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 7 - 11 лет

"Кто есть кто. Часть 3"

Урок 1. Мир рукокрылых
Урок 2. Странные млекопитающие
Урок 3. Мир грызунов
Урок 4. Итоги 2020: мумии, лягушки и осьминоги

Урок 1. Мир рукокрылых
Четверть видов всех млекопитающих — это летучие мыши! Как они добывают корм, размножаются, общаются, мигрируют огромными колониями, дружат с вирусами и передают их нам.

Урок 2. Странные млекопитающие
Ленивцы, муравьеды, броненосцы, прыгунчики, трубкозубы, ламантины — группы животных, которые никогда не попадают в обычные циклы лекций. Странные зубы, странные покровы и странные скелеты, странное родство и странный образ жизни: много видео и картинок, и незабываемые истории.

Урок 3. Мир грызунов
Дикобразы и бобры, морские свинки и капибары, крысы и мыши: эта группа составляет половину всех видов млекопитающих. Среди них есть рекордсмены по размеру, по долгожительству, есть колонисты и одиночки — и все они чемпионы по переработке корма.

Урок 4. Итоги 2020: мумии, лягушки и осьминоги
Зачем египетского жреца возили в больницу, почему новые лягушки показывают средний палец, как мы одомашнили волка и как договориться с кошкой, как вылечиться от укачивания, осьминоги-экстрасенсы, голые землекопы-рейдеры, жуки-броненосцы, сияющие тихоходки и другие истории.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 7 - 11 лет

"Кто есть кто. Часть 2"

Урок 1. Жизнь змей
Урок 2. Жизнь крокодилов
Урок 3. Страусы и киви
Урок 4. Примитивные птицы тропиков

Урок 1. Жизнь змей
Удавы, питоны, гадюки и кобры. За миллионы лет жизни в почве, змеи утратили одно легкое, одну почки, четыре ноги и (почти) зрение, зато приобрели тепловизор, яды, модульные челюсти и еще дюжину суперспособностей, которые мы обсудим на самой шипящей и ползучей встрече полугодия, разумеется, с особенно длинными гостями в студии.

Урок 2. Жизнь крокодилов
Аллигаторы, кайманы и гавиалы. Самые умные, самые живучие, самые романтичные — а еще они самые близкие родственники динозавров. А еще они умеют разбирать свой скелет как трансформеры и совершать самые стремительные пробежки галопом по суше.

Урок 3. Страусы и киви
Птицами мы займемся подробно. На первой встрече — нелетающие птицы, у которых были летающие предки. Бонус: зачем казуару такой коготь, личная жизнь гаремных нанду, где у страуса пятка и самое большое яйцо на свете.

Урок 4. Примитивные птицы тропиков
Кто кричит как бензопила, почему у райских птиц нет ног, как живет шведская семья на Мадагаскаре — и еще 12 удивительных историй.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 7 - 11 лет

"Кто есть кто. Часть 1"

Урок 1. Рыбы тропических морей
Урок 2. Рыбы пресных вод мира
Урок 3. Лягушки и саламандры
Урок 4. Черепахи
Урок 5. Ящерицы

Урок 1. Рыбы тропических морей
Морские коньки и морские иглы, клоуны и собачки, хирурги и ангелы: тропическое мелководье кишит самыми яркими обитателями морских вод. Они появились на планете совсем недавно, и с ними ужасно интересно. Илья Колмановский расскажет о собственных наблюдениях, и вы все захотите научиться плавать под водой.

Урок 2. Рыбы пресных вод мира
Неоны и скалярии, гуппи и дискусы, цихлиды и гурами — мы часто встречаем их в школьном аквариуме, и, конечно, интересно узнать об их удивительных брачных танцах, способах строить гнездо и искать корм.

Урок 3. Лягушки и саламандры
Как жить одной лапой в воде и тремя на суше? Где найти воду для головастиков, если вы древесная лягушка? Зачем золотые лягушки в Панаме машут друг другу лапой? И как спрятаться от хищника и все равно поквакать, используя звуковую иллюзию?

Урок 4. Черепахи
Сколько лет Одинокому Джорджу? Как жить внутри собственной грудной клетки? Какие черепахи водятся в Москве? И какая черепаха самая маленькая, а какая самая большая?

Урок 5. Ящерицы
Чешуйчатые гады: вараны, хамелеоны, игуаны и агамы. Лапы, линька, языки, когти, хвосты. На кого охотится комодский варан? Секреты личной жизни хамелеонов. Гекконы-ниндзя, которые бегают по вертикальным стенам.

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 7 - 11 лет

"Кто самый, самый, самый?"

Урок 1. Ноги и руки, ласты и крылья
Урок 2. Челюсти и зубы, клювы и клыки
Урок 3. Самые плодовитые против самых заботливых
Урок 4. Самые большие и самые маленькие
Урок 5. Как животные путешествуют?
Урок 6. Самые ядовитые: искусство коварного нападения

Урок 1. Ноги и руки, ласты и крылья
Поговорим о животных-рекордсменах! Кто и как бегает дальше, ныряет глубже, летает быстрее.

Урок 2. Челюсти и зубы, клювы и клыки
Кто из животных может захватить побольше добычи? На этом уроке — удивительные истории о том, как устроены челюсти, зубы, клювы и крылья.

Урок 3. Самые плодовитые против самых заботливых
Кто из животных откладывает яйца, кто мечет икру, как развиваются мальки, личинки и детеныши — поговорим на увлекательном уроке биологии с Ильей Колмановским.

Урок 4. Самые большие и самые маленькие
Разные виды животных ведут очень разный образ жизни. Кому же из них живется веселее и почему — расскажет биолог Илья Колмановский.

Урок 5. Как животные путешествуют?
На этом уроке биологии Илья Колмановский расскажет о том, как животные совершает самые невероятные путешествия по земле, по морю и по небу.

Урок 6. Самые ядовитые: искусство коварного нападения
Гадюки и кобры, улитки и осьминоги, скорпионы и пауки, осы и гусеницы — кто и как нас может покусать, и почему это хорошая новость - узнаем на увлекательном уроке биологии с Ильей Колмановским.

подробнее
3 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 7 - 11 лет

"Жизнь на Земле. Часть 3"

Урок 1. Млекопитающие: рога и копыта, клыки и когти
Урок 2. Млекопитающие: приматы - первые или последние?
Урок 3. Двуногая обезьяна: как австралопитеки всех победили
Урок 4. Как мы продолжим эволюцию

Урок 1. Млекопитающие: рога и копыта, клыки и когти
После вымирания динозавров млекопитающие стали крупными и дневными, и стали осваивать равнины. С тех пор между ними длится гонка вооружений: травоядные делаются все крупнее, объединяются в стада, учатся бегать быстрее и переваривать сено. Хищные тоже делаются крупнее и умнее, объединяются в стаи, ускоряют бег и совершенствуют челюсти.

Урок 2. Млекопитающие: приматы - первые или последние?


Урок 3. Двуногая обезьяна: как австралопитеки всех победили
Почему обезьяны сегодня не превращаются в людей? Дело в том, что мы произошли от очень необычных обезьян, которые уже вымерли: австралопитеков. Эти «южные обезьяны» с их крайне необычным образом жизни и будут героями нашей встречи.

Урок 4. Как мы продолжим эволюцию
Как ученые будут использовать свойства всех организмов из нашего курса, чтобы победить болезни и дать людям суперспособности.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 7 - 11 лет

"Жизнь на Земле. Часть 2"

Урок 1. Хладнокровные убийцы. Рептилии. Часть 1
Урок 2. Хладнокровные убийцы. Рептилии. Часть 2. Динозавры
Урок 3. Завоевание воздуха: почему птицы не падают
Урок 4. Млекопитающие: шерсть, молоко, сумка и плацента. Кенгуру, утконосы, землеройки

Урок 1. Хладнокровные убийцы. Рептилии. Часть 1
Крепкая чешуя, мощные челюсти, быстрые ноги и наконец никакой икры: яйца, устойчивые к высыханию. Рецепт успеха рептилий — на века, и мы начнем с черепах, ящериц и змей, то есть с тех, кто дожил до наших дней. На каждом занятии курса мы обсуждаем одну историю успеха, которая в прошлом привела к мощному расцвету какой-то группы организмов. В чем сила динозавров? Почему на свете так много насекомых? Когда и у кого появилась голова? Как жизнь вышла на сушу? Важно уловить суть и создать емкий образ этих основных вех развития жизни на Земле.

Урок 2. Хладнокровные убийцы. Рептилии. Часть 2. Динозавры
На этом уроке мы поговорим об одном из главных чудес живой природы — о динозаврах, которые населяли нашу планету не так уж давно. Впрочем, некоторые из них дожили до наших дней!

Урок 3. Завоевание воздуха: почему птицы не падают
Человек всегда мечтал научиться летать! Инженеры всех времён и народов пытались воплотить эту фантазию в жизнь: воздушные шары, самолёты и вертолёты, дельтапланы и парапланы. Но всё равно мы не можем взмахнуть крыльями и свободно взмыть в небо, а птицы могут. Почему они не падают?

Урок 4. Млекопитающие: шерсть, молоко, сумка и плацента. Кенгуру, утконосы, землеройки
Будем знакомиться с чемпионами по обнаружению, захвату и потреблению пищи — млекопитающими.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 7 - 11 лет

"Жизнь на Земле. Часть 1"

Урок 1. Магия фотосинтеза
Урок 2. Изобретение головы. Загадочные черви и могущественные моллюски
Урок 3. Внешний скелет: жизнь в доспехах
Урок 4. Челюсти и чешуи
Урок 5. Завоевание суши. Амфибии и их головастики

Урок 1. Магия фотосинтеза
На этом уроке мы будем говорить про растения, это самые поразительные организмы на этой планете. Речь будет идти о том, как эти организмы создают для всей планеты еду из трех бесплатных вещей: из света, воды и воздуха. Строят сами свое тело. И наши тела полностью построены из тех растений, которые мы когда-то съели, или тех животных, которые ели те растения, которые когда-то выросли при помощи фотосинтеза.

Урок 2. Изобретение головы. Загадочные черви и могущественные моллюски
В первой половине встречи произойдет очень важная вещь: мы изобретем голову. Во второй части мы будем обсуждать животных с панцирем.

Урок 3. Внешний скелет: жизнь в доспехах
Мы будем говорить о самой успешной группе животных на Земле. Речь будет идти о разных животных, которые живут в панцирях — это ракообразные, паукообразные и насекомые.

Урок 4. Челюсти и чешуи
На этой встрече произойдет колоссальное изобретение: мы изобретем челюсти! Челюсти впервые возникли у рыб, а потом у них возникли чешуи — это очень важный аспект их покровов. Мы будем говорить об акулах, об осетрах и других великих хищниках морей этой планеты. 

Урок 5. Завоевание суши. Амфибии и их головастики
На этой встрече у нас будет чрезвычайно сложная задача, потому что мы будем говорить о завоевании суши. Мы поговорим про земноводных или амфибий — про тех животных, которые процветают одновременно в воде и на суше. Как можно быть чемпионом сразу двух сред?

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 11 - 14 лет

"Как биология дружит с другими науками"

Урок 1. Мозг и музыка: нейронаука+гармония
Урок 2. Доместикация: история+генетика
Урок 3. Кровавые тайны прошлого: археология
Урок 4. Кровавые тайны прошлого. Часть 2. Как полиция сотрудничает с биологами
Урок 5. Вторжения: биология+география+история
Урок 6. Новости науки: зима 2020-2021

Урок 1. Мозг и музыка: нейронаука+гармония
Урок 2. Доместикация: история+генетика
Урок 3. Кровавые тайны прошлого: археология
Урок 4. Кровавые тайны прошлого. Часть 2. Как полиция сотрудничает с биологами
Урок 5. Вторжения: биология+география+история
Урок 6. Новости науки: зима 2020-2021

подробнее
3 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 11 - 14 лет

"Биология: профориентация будущего. Часть 1"

Урок 1. Победитель рака: клеточная биология и иммунология
Урок 2. Зачем палеонтологу электронный микроскоп
Урок 3. Биоинформатик: эксперименты без пробирок
Урок 4. Герпетолог в джунглях: новые лягушки в XXI веке

Урок 1. Победитель рака: клеточная биология и иммунология
На уроке с Ильей Колмановским поговорим о том, как ученые могут натравить иммунитет на раковую опухоль и победить ее.

Урок 2. Зачем палеонтологу электронный микроскоп
Как ученые могут сделать открытие о жизни динозавров в XXI веке.

Урок 3. Биоинформатик: эксперименты без пробирок
Зачем биологам программирование и зачем программистам биология — поговорим на уроке с Ильей Колмановским.

Урок 4. Герпетолог в джунглях: новые лягушки в XXI веке
Как открыть новый вид до того, как он будет уничтожен.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 11 - 14 лет

"Полезные микробы"

Урок 1. Наша собственная флора
Урок 2. Производство лекарств
Урок 3. Вирусы на службе у людей
Урок 4. Главные научные открытия осени

Урок 1. Наша собственная флора
Зачем делают пересадку фекалий? Сколько бактерий у нас в кишечнике? Чем опасны антибиотики? В новом цикле бывшие паразиты делаются героями. На первом занятии мы обсудим прокариот из нашего собственного организма: вообще-то их больше, чем всех клеток нашего тела, и они распоряжаются не только перевариванием овсянки, но и обменом веществ, иммунитетом, а еще — выбором любви всей жизни (по крайней мере у мух).

Урок 2. Производство лекарств
Дрожжи и палочки работают на заводе. Рано или поздно им поставят памятник: наши микроскопические союзники уже давно трудятся во всех отраслях биоинженерии. Как ученые программируют микроорганизмы для производства самых разных нужных нам молекул, что они умеют сегодня и чему научатся завтра?

Урок 3. Вирусы на службе у людей
Живые вакцины, вирусы-конкуренты, бактериофаги и вирусы-хакеры (векторы).

Урок 4. Главные научные открытия осени
Мы узнаем, что невидимые грибы пронизывают наш мир, древнеримский пурпур запрограммировали в бактерии, чудовищный паразит перепрограммирует мозг крабов, как чума стала в 4 раза активнее в средние века и что мы впервые нашли диких родственников вируса краснухи.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 11 - 14 лет

"Как работают паразиты"

Урок 1. Война за хозяина
Урок 2. Одноклеточные
Урок 3. Гельминты
Урок 4. Как убивают бактерии: чума и холера
Урок 5. Как работают вирусы: оспа, полиомиелит, ВИЧ

Урок 1. Война за хозяина
Введение в тему: как научиться жить в чужом организме, как встретить там свою любовь и размножиться… если против вас все силы иммунитета и шансы не на вашей стороне. Как стать карликами и уместиться где угодно, как сыграть в лотерею и выиграть.

Урок 2. Одноклеточные
Малярия  - бич бедных тропических стран; богатые страны не очень заинтересованы в поиске лечения, но эта проблема может коснуться любого путешественника.

Урок 3. Гельминты
Что будет, если не мыть руки, не прожарить мясо, съесть сырую улитку? Зачем в тропиках заправлять носки в ботинки, какой длины рекордный червь, умещающийся в человеке?

Урок 4. Как убивают бактерии: чума и холера
Великие эпидемии прошлого остались в прошлом, сегодня мы лечимся от этих болезней антибиотиками, но ученые предупреждают: скоро эта беспечная эра может закончиться.

Урок 5. Как работают вирусы: оспа, полиомиелит, ВИЧ
Вирусы не умеют питаться, двигаться и размножаться. При этом они в состоянии захватить и уничтожить и клетку, и целый организм, но в идеале - просто заставить копировать себя и передавать дальше. На этой встрече мы изучим причудливые и остроумные способы, при помощи которых вирусы подчинили себе всю планету, и обсудим, получится ли у нас жить с ними в мире.

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 11 - 14 лет

"Экспериментальная психология"

Урок 1. Внимание
Урок 2. Память и обучение
Урок 3. Как люди в группах делаются и глупее, и умнее
Урок 4. Итоги 2020: гены, вирусы, мозг, биотех

Урок 1. Внимание
В этом цикле мы знакомимся с самой увлекательной частью нейронауки: экспериментами, в которых ученые дурят голову добровольцам, и так выясняют, как эта голова у них работает. На первом уроке: как управлять вниманием, как не упустить главное и уследить за типичными ошибками восприятия.

Урок 2. Память и обучение
На этом уроке мы разберем эксперименты о том, как мозг запоминает новое. Бонус: почему важно хорошо поспать перед экзаменом.

Урок 3. Как люди в группах делаются и глупее, и умнее
Ты можешь сто раз быть гением, но сегодня мир устроен так сложно, что это не имеет смысла, если ты не умеешь сотрудничать. Эксперименты рассказывают нам о том, как люди в группах портят способности друг друга, халтурят и коллективно сходят с ума, как лидеры невольно ухудшают продуктивность и сообразительность своих подчиненных — а также, как можно всё это исправить и получить гениальные коллективные решения, на которые не способны одиночки.

Урок 4. Итоги 2020: гены, вирусы, мозг, биотех
Как компьютер разгадывает главные тайны устройства жизни, как обезьяны получили (почти) человеческий мозг, в то время как искусственный мозг заражали Covid19 (ой, зачем?), а норки угрожают нашим вакцинам и почему?

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 11 - 14 лет

"Выжить в любых условиях"

Урок 1. Жизнь в пустыне
Урок 2. Жизнь в лесу
Урок 3. Жизнь в саванне
Урок 4. Жизнь на берегу
Урок 5. Жизнь в горах
Урок 6. Жизнь в подстилке леса

Урок 1. Жизнь в пустыне
Пустыни кажутся безжизненными, но это лишь на первый взгляд! На планете Земля жизнь есть всюду. Пустыни — самые жаркие места на планете. Но не надо думать, что это единственная сложность жизни в пустыне. Пустыни — это места, где не просто жарко, это места экстремальных перепадов температур. И всем, кто там живет, надо научиться приспосабливаться к таким условиям. На уроке курса «Выжить в любых условиях» биолог Илья Колмановский расскажет увлекательные истории о том, как многие организмы умеют решать проблемы жизни в пустыне.

Урок 2. Жизнь в лесу
Всего на нашей планете растет примерно 3 триллиона деревьев. Половина из них растет в тропическом лесу, куда мы и отправимся на этом уроке. В тропических лесах очень много света и очень много воды: деревья вырастают очень высокими, достигая высоты 100 метров. Очень интересно изучить, кто там живет, но туда очень сложно добраться. О тайнах тропических лесов поговорим на уроке с Ильей Колмановским.

Урок 3. Жизнь в саванне
Саванны — это африканское слово, но его используют для похожих мест обитания по всему миру. Саванны есть практически на каждом континенте — в Австралии и в Азии, в Южной и Северной Америке. Тропики — это такое место на земле, где солнце когда-нибудь в течение года бывает в зените. Саванны — это очень интересные места обитания недалеко от экватора, деревья там растут редко, между ними можно свободно ходить и гулять. В саваннах бывают и засухи, и пожары, и сезоны бурных ливней. Все, кто там живет, должны либо приспособиться к тому, чтобы мигрировать, когда саванна сильно высохнет, либо научиться закапываться в землю и пережидать эти засушливые периоды. А некоторые даже ставят свою жизнь на паузу.

Урок 4. Жизнь на берегу
Оказывается, берега океанов, берега морей, берега озер, берега рек, даже берега какой-нибудь маленькой лужи — это очень необычное место. Это место, где всегда кишит жизнь. Почему так получается? Дело в том, что жизнь есть в воде и жизнь есть на суше. Берег — это место, где эти две жизни встречаются. О том, кто и как живет на самых разных берегах, поговорим на нашем уроке.

Урок 5. Жизнь в горах
Горы у всех ассоциируются с трудностями выживания, тем не менее в горах полно разнообразной жизни. Где бы мы ни оказались в горах — в тропиках, в Африке, в Индонезии, в Южной Америке, — там всегда будет другой климат, там всегда будет прохладнее, чем совсем рядом на равнине. Об особенностях жизни в горах и тех, кто там обитает, поговорим на нашем сегодняшнем уроке. 

Урок 6. Жизнь в подстилке леса
Бархатные черви и хищные грибы, светлячки и сколопендры, жуки и микро-хамелеоны: в листовом опаде непрерывно идет борьба за существование. Как устроена жизнь в подстилке леса — узнаем на уроке Ильи Колмановского.

подробнее
3 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 11 - 14 лет

"Жизнь клеток"

Урок 1. Как работают мышцы
Урок 2. Нервная ткань: нейроны, синапсы, медиаторы, рецепторы
Урок 3. Соединительная ткань: кровь, кости и хрящи
Урок 4. Эпителий: жизнь на границе

Урок 1. Как работают мышцы
На уроках этого курса мы будем разбираться, как работают органы и системы органов. Будем стараться разглядеть, что происходит с молекулами и как работают важнейшие клетки в нашем организме. На первом уроке поговорим о том, как работают мышцы.

Урок 2. Нервная ткань: нейроны, синапсы, медиаторы, рецепторы
Продолжаем изучать конкретные типы клеток и изучать, что они могут делать. На этом уроке поговорим о нейронах. Как этим удивительным живым клеткам удаётся передавать электрический импульс?

Урок 3. Соединительная ткань: кровь, кости и хрящи
Поговорим о клетках, которые строят вокруг себя большое количество вещества и живут среди него. Узнаем про клетки, которые строят соединительные ткани. Кстати, именно они создают большую часть веса нашего тела.

Урок 4. Эпителий: жизнь на границе
На этом уроке мы будем знакомиться с пограничниками — клетками, которые живут, например, на разделе двух сред: окружающей среды и внутренней среды организма. Однако у этих пограничников задача не только ограничить что-то от чего-то. Все эти клетки должны уметь выбирать, что пускать, а что не пускать, уметь всасывать и выпихивать. И при этом — успевать перестраивать себя.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 11 - 14 лет

"Семь миров — одна планета. Часть 2"

Урок 1. Северная Америка
Урок 2. Антарктида
Урок 3. Голубая планета: жизнь океанов

Урок 1. Северная Америка
На этой встрече мы будем говорить о континенте самом трудном для выживания — о Северной Америке. С бескрайними прериями и пустынями очень большой части Арктики. Мы будем говорить о хищниках этого континента. О том, как работают волки, как работают пумы, и о том, как деятельность человека разрушает этот хрупкий мир.

Урок 2. Антарктида
На этой встрече мы будем говорить о самом ледяном континенте на этой планете. Когда-то он был покрыт влажными тропическими лесами, а теперь там вроде бы очень непросто выживать. Но на самом деле воды Мирового океана приносят туда гигантское количество еды. И те животные, которые живут в Антарктиде, самые плодовитые, самые продуктивные. Но для этого им приходится прибегать к самым сложным адаптациям и приспособлениям. Будем говорить о мире Антарктиды и о том, как его разрушает глобальное потепление.

Урок 3. Голубая планета: жизнь океанов
Изучим водную часть нашей планеты, а также узнаем о самых интересных обитателях океана.

подробнее
1 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 11 - 14 лет

"Семь миров — одна планета. Часть 1"

Урок 1. Азия
Урок 2. Австралия
Урок 3. Южная Америка
Урок 4. Европа
Урок 5. Африка

Урок 1. Азия
На этом уроке мы обсудим жизнь на самом большом континенте планеты — Азии. Азия — это континент контрастов: от самых холодных мест до самых жарких и влажных, от Арктики и жизни белых медведей до тропических джунглей Борнео. Мы будем говорить о суперспособностях животных и растений этого суперконтинента.

Урок 2. Австралия
На этой встрече речь пойдет о самом гигантском острове на Земле — Австралии. Австралия — это остров-континент с самой самобытной фауной, которая очень долгое время существовала в изоляции и не похожа больше ни на одну фауну на свете. И это континент с самой огромной пустыней на свете, но вместе с тем и с влажными джунглями.

Урок 3. Южная Америка
На этой встрече мы будем говорить о невероятном континенте — Южной Америке, которая долгое время существовала в великолепной изоляции, но потом несколько раз контактировала с Северной Америкой, и в результате здесь сложилась очень необычная фауна, где грызуны думают, что они антилопы. В Южной Америке долгое время не было хищников, но теперь живет хищник с самыми сильными челюстями — ягуар. Мы встретимся с самым большим грызуном — капибарой, с уникальными цепкохвостыми обезьянами, с невероятными орхидеями Южной Америки и с самой большой рекой на свете — Амазонкой. 

Урок 4. Европа
На этом уроке мы будем говорить о самом густо населенном людьми континенте, где для животных, казалось бы, почти не осталось места, но на самом деле животные неплохо приспособились к жизни в Европе. И мы будем говорить о том, как они удивительно к этому приспособились, и о том, как важно защищать то небольшое количество лесов, которое осталось на континенте.

Урок 5. Африка
На уроке мы будем говорить про Африку — континент, из которого мы все родом, про нашу древнюю колыбель. Континент, который до сих пор кормит самые гигантские поголовья копытных. Мы будем говорить об антилопах, мы будем говорить о бескрайних равнинах и о пустынях, о баобабах и о хищниках, которые бесконечно пытаются кого-нибудь поймать и съесть.

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 11 - 14 лет

"Острова"

Урок 1. Мадагаскар: остров лемуров
Урок 2. Борнео: орхидеи и носачи
Урок 3. Хоккайдо: медведи и лисицы, водоросли и гейзеры
Урок 4. Новая Гвинея: райские птицы и зеленые питоны
Урок 5. Еще 7000 островов: Филиппины

Урок 1. Мадагаскар: остров лемуров
На этом уроке Илья Колмановский расскажет о своем путешествии по всему острову Мадагаскар. Мы встретимся с самыми удивительными обитателями этого удивительного острова, который находится совсем рядом с Африкой, но всё на нем по-другому: нет обезьян, но есть дневные лемуры, вместо хищных кошек ­— огромный хищный мангуст, очень странные птицы и 10 видов баобабов.

Урок 2. Борнео: орхидеи и носачи
Третий по величине в мире остров Борнео — одно из двух последних мест, где можно встретить орангутанов, которые едят плоды с самым отвратительным запахом. Там вообще такая «мода»: мы еще встретим цветки, похожие на гнилое мясо, огромные хищные лианы и орхидеи с лепестками длиной с небольшого ребенка.

Урок 3. Хоккайдо: медведи и лисицы, водоросли и гейзеры
Самый северный японский остров Хоккайдо — родина самых больших (и кровожадных!) гризли, необычных лисиц-попрошаек, зверька тануки и очень странных водорослей. Об этом мы и поговорим!

Урок 4. Новая Гвинея: райские птицы и зеленые питоны
Мы попадем на второй по размеру остров в мире — Новую Гвинею, которая до сих пор остается малодоступной для исследователей. Мы узнаем, действительно ли у райских птиц нет ног, и что думают местные жители, когда видят чье-то испуганное лицо.

Урок 5. Еще 7000 островов: Филиппины
Филиппины — это целая вселенная разных организмов. Мы встретим долгопята на Шоколадных холмах, фарфорового крабика среди ветвей коралла и влюбленных рыб-мандаринок на глубине 70 см.

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 12 - 14 лет

"Как ломается наше тело"

Урок 1. Простуда и грипп: частые атаки на дыхательные пути
Урок 2. Рак: двойное предательство собственных клеток
Урок 3. Ожирение и Диабет: беда цивилизованного мира
Урок 4. Инсульт и инфаркт: что общего между главными убийцами

Урок 1. Простуда и грипп: частые атаки на дыхательные пути
На этом уроке мы поговорим о простудах и гриппе, о том, как вирусы проникают в наш организм и как он защищается от них с помощью иммунитета.

Урок 2. Рак: двойное предательство собственных клеток
Сегодня темой нашего урока будет двойное предательство клеток внутри организма, два сбоя. Жизнь многоклеточного организма с его органами и тканями — это баланс между необходимостью себя растить и подновлять и необходимостью следить за тем, чтобы клетки не потеряли контроль над собственным ростом и делением. Чтобы процесс роста не превратился в процесс, которому посвящен наш сегодняшний урок, — в формирование рака.

Урок 3. Ожирение и Диабет: беда цивилизованного мира
Тема нашего урока — ожирение и диабет второго типа. Мы будем говорить про глобальную эпидемию, которую вызывают не микробы, а лишние и пустые калории.

Урок 4. Инсульт и инфаркт: что общего между главными убийцами
Несмотря на то что сейчас в мире пик эпидемии коронавируса, большинство людей  умрет от инфаркта и инсульта. Несмотря на все успехи науки, мы все  еще до конца не понимаем, как происходит эта поломка в организме. Но мы можем оказать этим людям помощь, можем помочь им выжить после инфаркта или инсульта.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 11 - 14 лет

"Как сделать открытие"

Урок 1. Как подковать блоху
Урок 2. Как клонировать лягушку
Урок 3. Как антибиотики спасли мир, но ненадолго
Урок 4. Иммунитет на поводке
Урок 5. Случайные открытия

Урок 1. Как подковать блоху
Как биологи научились видеть очень маленькие вещи, чем покрасить хромосомы, зачем было забирать у медуз их фонарики и как это помогает бороться с раком, как создать светящийся табак, как Леонардо да Винчи налил быку в голову парафин, но крупно ошибся, скоро ли мы увидим полностью прозрачного человека.

Урок 2. Как клонировать лягушку
Почему двоечник — лучший кандидат на рыцарское звание и Нобелевскую премию, как дзюдоист разбил 1000 пробирок, но научился делать мозг из кожи, и почему омоложенные мыши заболели раком.

Урок 3. Как антибиотики спасли мир, но ненадолго
Охотники за микробами, целебная плесень и супермикробы XXI века.

Урок 4. Иммунитет на поводке
Как ученые контролируют «армию» в организме и пытаются победить все болезни. Вакцины против рака, кокаина и ковида.

Урок 5. Случайные открытия
Как важно перепроверять авторитетные догмы.

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"Загадки генетики"

Урок 1. Генетика Менделя
Урок 2. Группы крови и генетика
Урок 3. Генетика. Молекулярные машины
Урок 4. Генетика XXI века
Урок 5. Вирусы, люди, эпидемии: как работают идеальные паразиты

Урок 1. Генетика Менделя
Для старшеклассников я хочу провести серию встреч по генетике, которые начнутся с XIX века, а закончатся XXI веком. Вам так интереснее будет изучать школьную программу, вы будете лучше ее понимать. Я хочу начать с истории потрясающих открытий, которые сделал мало кому известный моравский монах по имени Грегор Мендель, используя всего лишь лейку, грядку и растение горошек.

Урок 2. Группы крови и генетика
На этом уроке мы закрепим знания, полученные на уроке по законам Менделя, приложив их к очень важной теме — теме определения групп крови и передаче групп крови при наследовании. Открытие, которое сделал врач по имени Карл Ландштейнер, помогло спасти множество жизней солдат на полях боя Первой мировой войны, когда научились переливать кровь научным образом. Но для нас с вами это просто способ как следует запомнить, понять и продумать законы Менделя.

Урок 3. Генетика. Молекулярные машины
На этом уроке в цикле занятий по генетике мы с вами будем обсуждать, как гены превращаются в признаки. Для этого процесса необходимы молекулярные машины, которые занимаются транскрипцией и трансляцией. Это очень сложные, но очень красивые вещи, которые мы обязательно с вами освоим на этом уроке.

Урок 4. Генетика XXI века
На этом уроке мы будем обсуждать генную инженерию и XXI век.

Урок 5. Вирусы, люди, эпидемии: как работают идеальные паразиты
На этом уроке мы обсудим вещи, которые, к сожалению, на обычных школьных уроках никто не обсуждает, хотя они окружают нас каждый день. 

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
БИОЛОГИЯ с Ильёй Колмановским
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"Pro Мозг"

Урок 1. Как работает «электропроводка»
Урок 2. Как из сигналов получаются ощущения
Урок 3. Как мы принимаем решения
Урок 4. Искусственный интеллект

Урок 1. Как работает «электропроводка»
Поставим себя на место ученых XVIII века: им приходилось изучать организм без датчиков. На этом уроке займемся нейрофизиологией: мы постараемся придумать эксперименты, которые помогут продвинуться в знакомстве с нервной системой, мозгом и организмом в целом.

Урок 2. Как из сигналов получаются ощущения
Чем мы видим? Чем мы слышим и чувствуем? Как мозг выбирает, что нам показывать, и как учится распознавать, что это? На этом уроке обсудим, как мозгу удается беспрерывно «снимать» для нас самое реалистичное «кино». 

Урок 3. Как мы принимаем решения
На этом уроке мы подойдем к тому, что нервная система — активное действующее лицо. Выясняется, что мозг не только обрабатывает информацию и принимает решения, но и многое делает в обход сознания. Именно это и становится эмоциями, чувствами и ощущениями. Ну а как же факт, что мы разумные существа? Будем разбираться.

Урок 4. Искусственный интеллект
Наши знания о мозге еще далеко не полные. Однако человек создал еще одну сущность, которую полностью понять уже не может, — искусственный интеллект. Он грубо имитирует деятельность человеческого мозга. Однако как же он думает? Обсудим на нашем уроке!

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ