ЛИТЕРАТУРА

Дмитрий Быков

Дмитрий Быков

Жить в одно время с такими людьми, как Быков, уже интересно. Но нам повезло, что он не только поэт и писатель, лауреат премий «Большая книга», «Национальный бестселлер», а еще и великолепный лектор. На площадке «Прямой речи» Дмитрий Быков много лет выступает перед зрителями. На его лекциях о литературе побывал, кажется, весь цвет Москвы. Но больше всего Быков любит преподавать школьникам. Он говорит с детьми на равных, всегда на «вы» и очень откровенно. Писатель интересуется педагогикой, соотносит теории Корчака, Макаренко, Сорока-Росинского с системой образования в России. И постоянно ищет идеал — школу, в которой все предметы хорошо усваиваются, а дети счастливы.

ЛИТЕРАТУРА
Выбрать возраст
9 лет 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16+ лет
ПРИМЕНИТЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 9 - 12 лет

"Сказка ложь, да в ней намек"

Урок 1. Грин-де-Вальд против Волан-де-Морта
Урок 2. Про муми-троллей и Карлсона
Урок 3. Гарри Поттер и коронавирус
Урок 4. Паддингтон и все-все-все
Урок 5. Про Гарри Поттера

Урок 1. Грин-де-Вальд против Волан-де-Морта
«Приквел к «Гарри Поттеру» расширяет наше представление о XX веке, раскрывает причины первой магической войны, а главное — объясняет, почему сейчас хуже и опаснее, чем тогда», — говорит Дмитрий Быков. Пришла пора разобраться, кто из двух злых волшебников представляет для нашего ещё не до конца лишенного магии мира большую опасность — Грин-де-Вальд в исполнении Джонни Деппа или Волан-де-Морт в исполнении Рэйфа Файнса. Это баттл, в котором, похоже, не получится болеть ни за одну, ни за другую сторону, но результат которого всем, бесспорно, интересен.

Урок 2. Про муми-троллей и Карлсона
Мы собираемся рассказать о двух величайших сказочных мирах: маленьком домике на крыше — обиталище Карлсона и Муми-долине — обиталище Муми-троллей.
Все дети делятся на 2 категории, критерий этого деления, как вы знаете, утрачен. Если говорить серьезно, то одним нравится мир Карлсона: мир хулиганства, мир бунта, мир довольно неуютный, полный полицейских, репортеров, жуликов — мир Астрид Линдгрен. А другим мир уюта, любви, сентиментальности, печальных одиноких путешествий, мир маленьких одиноких мечтателей — мир Туве Янссон.
Надо сказать, что мир Туве Янссон и мир Астрид Линдгрен — они действительно взаимоисключающие, но это не мешает нам любить их с одинаковой силой. О мире Карлсона и мире Муми мы и поговорим. 

Урок 3. Гарри Поттер и коронавирус
Это будет лекция в жанре фанфика, то есть такого любительского, фанского продолжения сказок о Гарри Поттере. Но если говорить серьезно, то ведь мы все с вами предчувствовали что-то подобное. Семитомный роман Роулинг написан именно о том, как весь мир замер на пороге великих потрясений. Вот эти великие потрясения и пришли. Ведь Джоан Роулинг еще в начале шестой книги нас предупредила: «Когда идут великие магические войны, на Земле падают мосты».
Эпидемия коронавируса — это, видимо, дочь Волдеморта, которая показала свое лицо. И 35-летнему (или сколько ему сейчас) Гарри Поттеру приходится сражаться с немножечко более страшной силой, чем мы думаем. С женщиной, которая является таким страшным отпрыском мирового зла.
Да, в мире происходят великие потрясения. Роулинг о них предупредила. А кто имеет повышенные шансы их пережить — об этом-то мы и поговорим.

Урок 4. Паддингтон и все-все-все
Медведь и добр, и жесток, и могуч, и беззащитен, и при этом особенно близок человеку. Паддингтон приносит в мир давно утраченные добродетели — щедрость, последовательность, рациональность, некоторый пуританизм. В отличие от Винни-Пуха, который мыслит опилками, Паддингтон — настоящий мудрец, способный научить людей правильной и чистой жизни. Его приключения — живой урок современной «взрослой» культуре, разучившейся говорить о серьёзном. Возможно, именно через медведя в мир опять входит честное отношение к главным вопросам жизни.

Урок 5. Про Гарри Поттера
Лекция об одной из главных книг последних лет, которую читали и дети, и взрослые. А может быть, не читали, а только смотрели фильмы. И успех этой книги, и ее появление, и ее безумная популярность — чудо!
У нас книгу о Гарри Поттере часто рассматривают как коммерческий продукт, необременительное детское чтение, а на самом деле эта книга — отличный способ познания мира и его новых, не описанных прежде закономерностей. Это превосходно написанная литература. В ней воплощены лучшие традиции британской прозы. Джоан Роулинг удалось создать бессмертного героя. Неидеального, мучающегося, сомневающегося, колючего, но настоящего современного подростка.

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 12 - 14 лет

"Психология молодости в русской литературе"

Урок 1. Маяковский «Облако в штанах»
Урок 2. Толстой «Детство, отрочество, юность»
Урок 3. Пушкин «Повести Белкина»

Урок 1. Маяковский «Облако в штанах»
Это первая большая поэма Маяковского, написанная после его футуристического турне, когда в Одессе он влюбился в Марию Денисову. Как всегда у Маяковского, это чувство приобрело гипертрофированный характер. Эта история потом наложилась на еще более трагические любовные отношения с Эльзой Триоле, сестрой Лили Брик, и далее с самой Лилей, которой поэма «Облако в штанах» в итоге и была посвящена. Первоначальное название поэмы — «Тринадцатый апостол». Почему это название чрезвычайно точно годится для всей жизни Маяковского, мы и поговорим.

Урок 2. Толстой «Детство, отрочество, юность»
Это литературный дебют Льва Толстого, но главные вопросы «Детства. Отрочества. Юности» продолжали волновать писателя всю жизнь и прослеживаются во всех его дальнейших произведениях. Что это за вопросы — поговорим на уроке Дмитрия Быкова. 

Урок 3. Пушкин «Повести Белкина»
«Повести Белкина» написаны Пушкиным во время знаменитой первой Болдинской осени, когда он перед женитьбой и новым этапом в жизни пытается подвести итоги и наметить дальнейшие планы.
«Повести Белкина» содержат пять мотивов: тему судьбы, тему мщения, тему любви, тему сострадания маленькому человеку и тему загробной жизни. Именно они волновали Пушкина по-настоящему. О них мы и будем говорить на уроке.

подробнее
1 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 12 - 14 лет

"Русская сатира"

Урок 1. Фонвизин «Недоросль»
Урок 2. Гоголь «Ревизор», «Женитьба», «Игроки»
Урок 3. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Урок 4. Грибоедов «Горе от ума»

Урок 1. Фонвизин «Недоросль»
Денис Фонвизин — не просто отец русской комедии, но еще и гениальный поэт, замечательный прозаик и необычайно одаренный универсальный человек. «Недоросль» — пьеса, которая удивительным образом сохраняет и актуальность, и привлекательность, и просто комизм. Одна из немногих смешных пьес XVIII века, особенно в России. Мы поговорим о том, почему «Недоросль» — пьеса, в которой угаданы главные черты русского характера и главный конфликт русской семьи.

Урок 2. Гоголь «Ревизор», «Женитьба», «Игроки»
Драматургия Гоголя — совершенно особый род драматического искусства. Пьесы Гоголя — не просто комедии, это своего рода мистерии.
Что хотел сказать Гоголь «Ревизором», кто такой ревизор, почему вся Россия всегда ждет ревизора?
Почему «Женитьба» — одна из главных пьес о русском характере?
Почему «Игроки» – один из главных комических шедевров Гоголя — сравнительно мало известен?
И почему оказалась не закончена великая пьеса «Владимир третьей степени»?
Все это в нашей лекции-уроке о драматургии Гоголя.

Урок 3. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Повесть «История одного города» Салтыкова-Щедрина — гениальный прием, позволяющий поместить всю российскую историю в одну гротескно-сатирическую, сравнительно небольшую повесть. Мало того, что там сформулированы главные черты российского пути, но это еще и новый жанр, который в XX веке — в «Городе Градове» Платонова, в прозе Маркеса — расцвел совершенно новыми красками.
О том, как Салтыков-Щедрин придумал свою трагикомическую повесть и почему современники ее не поняли, поговорим на онлайн-уроке.

Урок 4. Грибоедов «Горе от ума»
«Горе от ума», бесспорно, самая знаменитая пьеса русского репертуара. В ней принято видеть пародию на Мольера, прежде всего на «Мизантропа». Но мне кажется, что «Горе от ума» — это полемика с Шекспиром и отсылка к «Гамлету». Вот о том, почему это русский «Гамлет» и где он там, будем вместе разбираться на онлайн-уроке.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 12 - 14 лет

"Конец николаевского царствования"

Урок 1. «Маленькие трагедии» Пушкина
Урок 2. «Герой нашего времени» как пародия
Урок 3. Тема любви у Тургенева
Урок 4. «Отец Сергий» как вершина Толстого

Урок 1. «Маленькие трагедии» Пушкина
Почему именно трагедия стала высшим пушкинским жанром? Каков единый скрытый сюжет для этих четырех пьес и почему их следовало бы ставить как единый спектакль? И что Пушкин, собственно, хотел сказать? И почему он обратился к ним именно в период холерного карантина? Все это вместе мы разберем в детской и одновременно очень взрослой лекции о «Маленьких трагедиях».

Урок 2. «Герой нашего времени» как пародия
Главная проблема в восприятии «Героя нашего времени» в том, что для нас это произведение оторвалось от контекста. По крайней мере, от двух контекстов, которые очень важны. Во-первых, это проза Марлинского, с которой Лермонтов полемизирует и над которой он откровенно насмехается (повести типа «Фрегат надежды»). Надо сказать, что Марлинский — самый популярный писатель этой эпохи, гораздо популярнее Лермонтова. Ну а второй контекст — это то, что Лермонтов всю жизнь равнялся на Гете и подражал именно ему. И ключевой роман эпохи романтизма — это «Страдания юного Вертера». «Герой нашего времени» — это точная, тонкая и язвительная в мелочах пародия на «Страдания юного Вертера», и Вертер даже присутствует в этом романе. Только зовут его Вернер.

Урок 3. Тема любви у Тургенева
Любовь и природа — вот те темы, в которых, как считается, Тургенев достиг наибольшего мастерства. Про природу и спорить не будем. Он мастер такой, говорил Толстой, что руки опускаются писать после него. А вот любовная тема у него истрактована очень своеобразно. Конфликт сильной женщины и слабого мужчины, который, как правило, приводит к смерти героини и к выживанию героя, — довольно печальная история. Только единственное исключение — это история Базарова, где героиня как раз выжила, но нет никаких сомнений, что если бы это писал поздний Тургенев, выжил бы Базаров.
По мысли Тургенева, сильная женщина — главная героиня русского социума. Он видит ее и в Савиной, и в Виардо, и особенно во Вревской, которая была любимой его героиней.
Почему он любит таких женщин? Почему слабый мужчина для него, тем не менее, протагонист? Это самая печальная тема во всем тургеневском творчестве, ее обычно замалчивают. Вот на ней-то мы и сосредоточимся.

Урок 4. «Отец Сергий» как вершина Толстого
«Отец Сергий» — маленькая повесть, над которой Толстой работал больше 10 лет, а обдумывал ее с ранней молодости, еще когда заинтересовался случаем старца Федора Кузьмича, которого он искренне считал беглым Александром I. Для Толстого мысль о человеке, отвергнувшем все, все раздавшем и ушедшем странствовать, — это осуществление мечты Гоголя об эволюции Плюшкина, который все раздал и пришел странствовать в Сибирь. Вот этот мужик, который живет на заимке у богатого мужика и ходит за больными, — это тот путь, к которому в результате всех творческих исканий приходит и сам Толстой.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 12 - 14 лет

"Золотой век русской литературы"

Урок 1. Три века русской литературы
Урок 2. Зачем Герасим утопил Муму
Урок 3. Что такое романтизм
Урок 4. Главные темы Пушкина
Урок 5. Лермонтов: кавказский пленник
Урок 6. Почему Гоголя называли русским Гомером

Урок 1. Три века русской литературы
Утверждение, что для понимания литературы достаточно прочесть энное количество книжек, — это неправда. Литература — это единственное зеркало, в которое смотрится человечество. Если мы говорим про три свершившихся века русской литературы, то самое главное — это понять, какое у каждого века было лицо. На уроке поговорим об особенностях литературы каждого века, о главных писателях и темах произведений - ведь это свершившийся процесс и в нашей воле дать ему оценку. 

Урок 2. Зачем Герасим утопил Муму
Это один из самых сложных и известных рассказов Тургенева. Изучать его следовало бы не в 5-м классе, а значительно позже, потому что именно в этом рассказе содержится ключ ко всей русской литературе. События рассказа имеют символическое значение и не сводятся к проблеме угнетения крепостных или проблеме защиты животных.

Урок 3. Что такое романтизм
Слово «романтизм» в представлении многих имеет чрезвычайно позитивное значение, но Дмитрий Быков напомнит о сути этого литературного направления.

Урок 4. Главные темы Пушкина
«Пушкин — наше всё!» — эта фраза мало отражает масштаб его личности.
Главные темы Пушкина — достаточно необъятная тема, ведь, при всей своей хрестоматийности, творчество Пушкина не изучено в достаточной степени. На уроке мы поговорим о его разных гранях.  

Урок 5. Лермонтов: кавказский пленник
Кавказская тема для Лермонтова особенно значима. Мы воспринимаем его как певца Кавказа. Но суть не только в этом. История лермонтовского пути на Восток — в нашем следующем онлайн-уроке. 

Урок 6. Почему Гоголя называли русским Гомером
«Мертвые души» — поэма. Одиссея русской жизни, написанная как пародия на переводимую в это же время «Одиссею» Жуковского. Черная пародия, мрачная и смешная. Но без оригинала, без мертвых душ, которые воскрешает Одиссей в одиннадцатой песни «Одиссеи», не понять мертвых душ, которые воскрешает Чичиков в седьмой главе. Без Полифема не понять Собакевича, без Цирцеи не понять Коробочку. Вот об этих параллелях, которые очевидны современникам и неочевидны нам, мы и будем говорить.

подробнее
3 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"Главные произведения школьной программы. Часть 3"

Урок 1. Лесков «Очарованный странник»
Урок 2. Чехов «Вишневый сад»
Урок 3. Горький «На дне»
Урок 4. Шолохов «Тихий дон»
Урок 5. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Урок 1. Лесков «Очарованный странник»
Главное занятие всех героев Лескова — странствие. Русское странствие не имеет цели — это такой способ существования, потому что на одном месте с ума сойдешь. Русское мышление быстро переключается, и потому у Лескова в прозе такие короткие главки: чтобы странник, привыкший вольно катиться и нигде не задерживаться, не утомлялся.

Урок 2. Чехов «Вишневый сад»
Все персонажи этой драмы, этой трагедии, которую сам автор назвал комедией (и мы разберем, почему) — это архетипы русской литературы. Это произведение — эпилог к собственной жизни и эпилог к русской литературе. Это пародийное прощание, где отпеваются и русская усадьба, и русская жизнь, и русский помещика.

Урок 3. Горький «На дне»
Первоначальный замысел пьесы отличался от того, что получилось. Горький задумал написать пьесу с идиллическим сюжетом. Есть ночлежка, в ней озлобленные друг на друга «бывшие люди». Они ругаются, теснят друг друга, но наступает весна, и на фоне ее идиллии они же начинают разговаривать друг с другом и даже любить. Всё заканчивается почти примирением. Что же происходит?

Урок 4. Шолохов «Тихий дон»
«Тихий Дон» имеет репутацию загадочного романа, и это заставляет громоздить вокруг него всяческие дополнительные тайны, не подступаясь к главной. Если называть вещи своими именами, перед нами история самоуничтожения лучшей части русского народа; история, в финале которой — полный крах. Это история о том, как народ уничтожает себя, сознавая, что делает.

Урок 5. Булгаков «Мастер и Маргарита»
«Мастер и Маргарита» — один из главных русских романов. Но тема мастера и Маргариты в нем не центральная тема. Автор преследовал вполне определенную цель: это был роман, написанный для конкретного читателя, адресованный лично Сталину. Поговорим о многослойности и неоднозначности романа и о том, что скрывается за кажущейся романтикой.

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"Главные произведения школьной программы. Часть 2"

Урок 1. Гончаров «Обломов»
Урок 2. Тургенев «Отцы и дети»
Урок 3. Толстой «Война и мир»
Урок 4. Достоевский «Преступление и наказание»

Урок 1. Гончаров «Обломов»
Говорят, книга скучная. И это правда. Она не для того, чтобы ее читать, а для того, чтобы ею пропитываться. Это психологический роман, который действует как наркотик. Он не описывает состояние Обломова, а погружает в него. В полусон — когда нужно встать, а вы не можете. Поговорим самой сильной по воздействию книге русской литературы.

Урок 2. Тургенев «Отцы и дети»
«Отцы и дети» — автобиографический богоискательский роман. Это книга о нас и о нашем времени. Ибо эпохи в России словно играют в «дочки-матери», меняясь местами. Сегодня правы отцы, завтра — дети, послезавтра — опять отцы.

Урок 3. Толстой «Война и мир»
Стиль Толстого понятен по одной главе, мировоззрение — по эпилогу, а главные коллизии можно успеть прочесть. Рассмотрим четыре плана романа и схему развития образа героев, которая сделает чтение «Войны и мира» увлекательным занятием.

Урок 4. Достоевский «Преступление и наказание»
Обсудим самое вредное художественное произведение для подростка из всей школьной программы и самый наглый детектив в истории литературы.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"Главные произведения школьной программы. Часть 1"

Урок 1. Грибоедов «Горе от ума»
Урок 2. Пушкин «Евгений Онегин»
Урок 3. Лермонтов «Герой нашего времени»
Урок 4. Гоголь «Мертвые души»

Урок 1. Грибоедов «Горе от ума»
«Горе от ума», бесспорно, самая знаменитая пьеса русского репертуара. В ней принято видеть пародию на Мольера, прежде всего на «Мизантропа». Но мне кажется, что «Горе от ума» — это полемика с Шекспиром и отсылка к «Гамлету». Вот о том, почему это русский «Гамлет» и где он там, будем вместе разбираться на онлайн-уроке.

Урок 2. Пушкин «Евгений Онегин»
История Онегина – это история краха самовлюбленного, пустого человека, которого мы почему-то принимаем за провозвестника новой эпохи. Может, потому что узнаем в нем собственные черты.

Урок 3. Лермонтов «Герой нашего времени»
Главная проблема в восприятии «Героя нашего времени» в том, что для нас это произведение оторвалось от контекста. Лермонтов всю жизнь равнялся на Гете и подражал именно ему. «Герой нашего времени» - это точная, тонкая и язвительная в мелочах пародия на «Страдания юного Вертера», и Вертер даже присутствует в этом романе. Только зовут его Вернер.

Урок 4. Гоголь «Мертвые души»
Фабула «Мёртвых душ» детально повторяет «Одиссею». Точно, аккуратно, с обязательным пародированием. И ключевым эпизодом воскрешения мёртвых. Но с одной ключевой разницей. С какой?

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"Тема рабства в русской литературе"

Урок 1. Чехов «Анна на шее»
Урок 2. Булгаков «Собачье сердце»
Урок 3. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Урок 1. Чехов «Анна на шее»
«Анна на шее» — короткий рассказ, насыщенный деталями и очень характерный для позднего Чехова. Это, по сути, классическая история «Золушки». Чехов рассказывает историю, при всей ее простоте и однозначности, очень неочевидную, историю с тройным смыслом, и вот эти скрытые смыслы мы и будем разбирать.

Урок 2. Булгаков «Собачье сердце»
Что делает человека человеком? Может ли животное превратиться в человека и может ли человек «эволюционировать обратно» в зверя? Вот это главный вопрос, на который вся мировая фантастика и мировая наука пытаются ответить весь ХХ век.
Поговорим об одной из лучших ранних повестей Булгакова «Собачье сердце», действие которой происходит в декабре 1924 года и в которой есть много пророческого.

Урок 3. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Нам предстоит очень веселый урок. Мы будем пересматривать образ Александра Радищева — замечательного русского прозаика и публициста. Его книга «Путешествие из Петербурга в Москву», как правило, вызывает у школьников жуткую зевоту, но Дмитрий Быков объяснит, как правильно ее читать. 

подробнее
1 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"Последние вопросы"

Урок 1. Бунин «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник»
Урок 2. Гоголь «Шинель»
Урок 3. Толстой «Война и мир», «После бала»
Урок 4. Достоевский: Образ Раскольникова

Урок 1. Бунин «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник»
Мне кажется, трудно было сделать более неудачный выбор для школьного изучения, нежели «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник» — два самых сложных рассказа Бунина. Но раз уж они включены в программу, будем разбираться.
Про что «Чистый понедельник»? Почему это произведение так называется и каково его место в позднем творчестве Бунина? Попутно рассмотрим главные стилевые тенденции «Господина из Сан-Франциско» и того прозо-поэтического синтеза, который Бунин искал в 1910-х годах.

Урок 2. Гоголь «Шинель»
«Шинель» Гоголя — небольшая повесть, которая выросла из анекдота. Создана она была в таком удивительном порыве вдохновения, что Гоголь целиком ее сымпровизировал — первый ее вариант был продиктован. Он довольно много там исправил, но основной сюжет, основные коллизии были ему ясны сначала, сразу. То, как строится гоголевская метафора, как разворачивается гоголевское повествование, затрагивая новых и новых героев, втягивая их в орбиту повествования; кто такой Акакий Акакиевич и почему он после смерти воскресает таким страшным — все это в нашем уроке про «Шинель» Гоголя.

Урок 3. Толстой «Война и мир», «После бала»
Поговорим об отношении Толстого к русской истории первой половины XIX столетия. О том, почему Александр сменился Николаем Павловичем (Николаем Палкиным, как называл его Толстой и называли его солдаты). И о том, какие приемы толстовского реализма изменились, чтобы из «Войны и мира» получилась голая, страшная проза рассказа «После бала».

Урок 4. Достоевский: Образ Раскольникова
Общеизвестно, что Достоевский недолюбливал цельных людей. Ему нравились те, в которых ощутим раскол.
Почему главный персонаж «Преступления и наказания- Раскольников так называется, как это связано с русским религиозным расколом и почему этот отвратительный персонаж больше нравится Достоевскому, чем Свидригайлов (и уж понятно, чем Лужин), мы попытаемся разобраться на нашем уроке.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"Россия и революция"

Урок 1. Розанов и Мережковский о теме Родины
Урок 2. «Двенадцать» Блока как русский Новый завет
Урок 3. Маяковский и наше время
Урок 4. Конструктивизм в русской литературе

Урок 1. Розанов и Мережковский о теме Родины
Одна из самых любопытных полемик в русской литературе, не центральная, может быть, слишком локальная, но все-таки очень значимая, — это спор вокруг статьи Василия Васильевича Розанова «Свинья-матушка». А написана эта статья о памятнике Александру III работы Паоло Трубецкого.
«Комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот». Кому-то этот памятник казался издевательским, а кому-то, как Розанову, лучшим символом России. Мережковский набросился на такой образ России и на Розанова, потому что для него символ России — это летучий конь Петра, а не страшный конь-комод, на котором сидит Александр III. Победил в этой дискуссии Розанов. Но это пока.

Урок 2. «Двенадцать» Блока как русский Новый завет
Великий критик Святополк Мирский, говорил, что если бы перед ним поставили выбор: оставить ли в вечности всю русскую литературу или одну поэму «Двенадцать» , он бы, по крайней мере, глубоко задумался.
Поэма «Двенадцать» действительно венчает собой все темы в русской литературе. Это действительно отчет а втором пришествии Христа. И последующая история России показала, что именно 1918-й год был концом света. А то, что мы переживаем сейчас лишь его слабые отзвуки.

Урок 3. Маяковский и наше время
Маяковский, считалось многими, остался в своей эпохе, потому что слишком ей принадлежал. Я попытаюсь доказать, что опыт Маяковского для нашего времени особенно значим, и, может быть, именно Маяковский сегодня если не самый востребованный, то в некоторых отношениях самый актуальный поэт. Не говоря уже о том, что его приемы, его «Окна РОСТА», его столкновение поэзии с жизнью и растворение в жизни — это самые что ни на есть модернистские практики. Ну и последние стихи Маяковского, его поэтические завещания, содержат в себе много принципов, которые нам сегодняшним очень пригодятся.

Урок 4. Конструктивизм в русской литературе
Считается, что Серебряный век со всеми его -измами закончился к 1929 году, когда перестали существовать обэриуты, во всяком случае легально. Но мне думается, что последней великой школой в русском искусстве все-таки был конструктивизм. Пусть его олицетворяли не самые симпатичные авторы, такие как Илья Сельвинский. Пусть его реализовывали не самые последовательные авторы, такие как Вера Инбер. Пусть даже для каких-то авторов, как для Владимира Луговского, он был скорее вреден, чем полезен. А все-таки конструктивизм — последняя русская национальная утопия. И если не в поэзии, то в архитектуре и, рискну сказать, в прозе он дал подлинно великие образцы.

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 14 - 16+ лет

"Война идей на рубеже веков"

Урок 1. Русский роман: главные отличия
Урок 2. Русская новелла: от Пушкина до Горького
Урок 3. Что такое социалистический реализм
Урок 4. Главная русская дискуссия: Достоевский против Чернышевского
Урок 5. Первая русская революция в русской литературе
Урок 6. Русский серебряный век

Урок 1. Русский роман: главные отличия
Русский роман XIX века имеет ряд отличительных особенностей: он содержит одни и те же локации, одни и те же сюжетные узлы. Он почти всегда начинается в салоне или на балу, а заканчивается на войне или на каторге. Народная жизнь, то есть жизнь 9/10 населения России, в то время почти не попадает в поле зрения писателя. О главных идеях русского романа и их отражении у разных авторов мы и поговорим.

Урок 2. Русская новелла: от Пушкина до Горького
Считается, что отцом европейской новеллы был Боккаччо, и в своем «Декамероне» он дал ее первые образцы. Новелла (рассказ, повесть) — это краткое повествование об остром конфликте. Здесь обязательно присутствуют очень короткое введение в сюжет, стремительное развитие действия, а главное отличие именно русской новеллы — это неразрешимость основного конфликта. Об этом мы и поговорим на примерах из русской литературы. 

Урок 3. Что такое социалистический реализм
На уроке мы поговорим о Максиме Горьком и об одноименной статье Андрея Синявского.

Урок 4. Главная русская дискуссия: Достоевский против Чернышевского
В истории русской общественной мысли не так уж много по-настоящему важных полемик. Разумеется, писатели ссорились между собой, и иногда это бывало по мировоззренческим причинам. Русский спор, как правило, имеет теоретическую подоплеку, а не психологическую или финансовую. О споре Чернышевского с Достоевским — о разуме и происхождении морали — и о двух других принципиальных спорах в русской литературе мы и поговорим.

Урок 5. Первая русская революция в русской литературе
Революция 1905 года и ее отражение в литературе того времени, в литературе современников кажется мне самым интересным, что вообще было в Серебряном веке. Это и Савенков, и Горький, и Мережковский, и Розанов, и Шестов, и Андреев, и Вересаев.В любом случае интересно вот что: почему главной фигурой революции стала фигура провокатора, который не с этими и не с теми, а над всеми. Вот об этом мы и будем говорить.

Урок 6. Русский серебряный век
Серебряный век так называется в первую очередь потому, что он продолжает золотой век. Золотой век русской литературы был веком формирования эпохи, а Серебряный век — это время ее загнивания и распада. Поговорим о течениях и направлениях Серебряного века, о его главных представителях и о том, что он значил в литературе.

подробнее
3 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 16+ лет

"50 главных книг мировой литературы. Магический реализм"

Урок 1. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Урок 2. Тема двойничества. Эдгар По и Стивенсон
Урок 3. Латиноамериканский роман. Хуан Рульфо. Маркес
Урок 4. Толкин «Властелин колец»
Урок 5. Роулинг «Гарри Поттер»

Урок 1. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Урок 2. Тема двойничества. Эдгар По и Стивенсон
Урок 3. Латиноамериканский роман. Хуан Рульфо. Маркес
Урок 4. Толкин «Властелин колец»
Урок 5. Роулинг «Гарри Поттер»

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 16+ лет

"50 главных книг мировой литературы. Метароман или энциклопедический роман"

Урок 1. Флобер «Бувар и Пекюше»
Урок 2. Джойс «Улисс»
Урок 3. Музиль «Человек без свойств»
Урок 4. Пинчон «Радуга тяготения» и другие романы
Урок 5. Данилевский «Дом листьев»

Урок 1. Флобер «Бувар и Пекюше»
Урок 2. Джойс «Улисс»
Урок 3. Музиль «Человек без свойств»
Урок 4. Пинчон «Радуга тяготения» и другие романы
Урок 5. Данилевский «Дом листьев»

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 16+ лет

"50 главных книг мировой литературы. Романтизм и проблема сверхчеловека"

Урок 1. «Эликсиры Сатаны» Гофмана и «Мельмот-скиталец» Мэтьюрин
Урок 2. «Паломничество Чайльд-Гарольда» и мистерии Байрона
Урок 3. «Моби Дик» Мелвилла
Урок 4. «Морской волк» Джек Лондон
Урок 5. «Книга джунглей» Киплинга

Урок 1. «Эликсиры Сатаны» Гофмана и «Мельмот-скиталец» Мэтьюрин
Сравним романы о низменных страстях, просыпающихся после эликсира Сатаны, и о том, на что готово сознание в период отчаянья.

Урок 2. «Паломничество Чайльд-Гарольда» и мистерии Байрона
Созданная после двухлетнего путешествия Байрона поэма поднимает важнейшие социальные темы и истории, и современности, а также не обходит стороной и вечные проблемы всего человечества.

Урок 3. «Моби Дик» Мелвилла
Обсудим, почему созданное в 1851 году произведение Мелвилла сперва не было признано, но стало так близко людям после 1920 года. Как же это произведение стало великим?

Урок 4. «Морской волк» Джек Лондон
Роман не только рассказывает историю кораблекрушения и знакомства с неоднозначным персонажем Волком Ларсеном, вызывающим и уважение, и страх. Также в произведении описана атмосфера царящего на корабле страха, удивительно переплетающаяся с беседами о философии и литературе.

Урок 5. «Книга джунглей» Киплинга
Сказки, которые рассказывал Киплинг своему сыну в надежде, что он-то не повторит судьбу Маугли, оказались довольно страшным предсказанием. Этот мальчик погиб на Первой мировой войне, а вместе с ним — и вся антропологическая утопия, которую рисовал себе Киплинг, погибло все бремя белого человека и Британской империи и все её ценности и смыслы. И мир стал принадлежать Маугли.

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 16+ лет

"50 главных книг мировой литературы. Начало психологического романа"

Урок 1. «Принцесса Клевская» Мари де Лафайет
Урок 2. «Манон Леско» Антуана Франсуа Прево
Урок 3. «Опасные связи» Шодерло де Лакло
Урок 4. «Мадам Бовари» Флобер
Урок 5. «Волхв» Фаулз

Урок 1. «Принцесса Клевская» Мари де Лафайет
Произведение стоит у истоков жанра «психологический роман». Принят жанр был не сразу, хотя со временем новый взгляд на привычные сюжеты был высоко оценён.

Урок 2. «Манон Леско» Антуана Франсуа Прево
Из-за скандальных сцен роман «Манон Леско» не сразу был допущен к печати во Франции, однако интерес публики был велик. Позже автор внёс изменения, что сделало роман более приемлемым для своего времени. Уже позже произведение высоко ценили именно за описанные в нем сцены страсти. 

Урок 3. «Опасные связи» Шодерло де Лакло
Роман в письмах рассказывает историю девушки и юноши — давних друзей, участвующих в многочисленных любовных перипетиях. Автор уверял, что приведенная переписка - подлинная. Но вот так ли это... 

Урок 4. «Мадам Бовари» Флобер
«Если вы пытаетесь понять природу долга и страсти, которые разрывают русского писателя, придется читать «Госпожу Бовари». И еще эта книга учит нас любить не столько чтение, сколько человека: неправильного, заблуждающегося, обиженного, но все-таки человека. Любить и прощать его».

Урок 5. «Волхв» Фаулз
Рассказ ведется от имени представителя послевоенной английской интеллигенции и повествует о событиях 1950-х годов. Увлеченный идеями экзистенциализма герой переживает множество психологических терзаний, вызванных тонкой гранью между реальным и нереальным. Однако финал остается неопределенным.

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 16+ лет

"50 главных книг мировой литературы. Автобиографический роман и роман воспитания"

Урок 1. «Исповедь» Августина Блаженного
Урок 2. Франсуа Вийон и его поэтическая исповедь
Урок 3. «Исповедь» Руссо
Урок 4. «Отец Горио» Бальзака, «Воспитание чувств» Флобера
Урок 5. «В поисках утраченного времени» Пруст

Урок 1. «Исповедь» Августина Блаженного
Это один из главных текстов в христианской, а значит, и в мировой литературе.
«Исповедь» Блаженного Августина — это собрание разнородных произведений, связанных автобиографической темой. И вряд ли «Исповедь» может кого-то посвятить в азы христианской веры, и вряд ли она эту веру может внушить…

Урок 2. Франсуа Вийон и его поэтическая исповедь
Франсуа Вийон — первый французский лирик позднего Средневековья. Прославился в Париже и Франции не только как поэт, но еще и как заядлый гуляка, разбойник, пройдоха и драчун. Поговорим о его знаменитых балладах и «Завещании».

Урок 3. «Исповедь» Руссо
Поговорим об автобиографии великого мыслителя эпохи Просвещения Жана-Жака Руссо. Она включает в себя не только разнообразие пережитых за жизнь эмоций, но и меняет жанры, напоминая то роман, то трактат, то еще какой-то жанр. 

Урок 4. «Отец Горио» Бальзака, «Воспитание чувств» Флобера
Поведение дочерей Горио в произведении Бальзака и история героев романа Флобера ярко подчеркивают особенности жанра «роман воспитания».

Урок 5. «В поисках утраченного времени» Пруст
«В поисках утраченного времени» Пруста, «Моя борьба» Карла Уве Класугора и «Книга Фурмана. История одного присутствия» — это произведения, рассказывающие нам не только о жизни в описанный период, но и охватывающие множество вечных тем и проблем. Именно о них пойдет речь на этом уроке.

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 16+ лет

"50 главных книг мировой литературы. Фаустианский сюжет"

Урок 1. «Фауст» Гете
Урок 2. «Янки при дворе короля Артура» и другие попаданцы
Урок 3. «Доктор Фаустус»
Урок 4. «Доктор Живаго»
Урок 5. «Лолита»

Урок 1. «Фауст» Гете
Рассмотрим произведение с точки зрения основы нового сюжета в литературе, в котором на первое место выходит человек, обладающий профессией.

Урок 2. «Янки при дворе короля Артура» и другие попаданцы
Разберем, как соотносится одно из первых описанных в литературе путешествий во времени с общим сюжетом о значимости наличия профессии у героя.

Урок 3. «Доктор Фаустус»
Описание жизни главного героя — композитора — соотносится с образом Фауста. А в биографии персонажа переплетены факты из жизни множества выдающихся деятелей.

Урок 4. «Доктор Живаго»
Поговорим о типичном для мировой литературы того периода образе мастера. Мастера, который всегда находится рядом с любящей его женщиной.

Урок 5. «Лолита»
В качестве значимого для данного периода героя выступает Гумберт — профессионал, филолог. У него есть такой «враг-покровитель», враг, который за ним следит, дьявольский оборотень. Которого он и убивает в конце концов, но ценой собственной жизни. Потому что избавиться от этой зависимости очень трудно.

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 16+ лет

"50 главных книг мировой литературы. Евангельский сюжет"

Урок 1. Евангелие как художественное произведение
Урок 2. «Гамлет»
Урок 3. Дон-Кихот
Урок 4. Шерлок Холмс и его спутники
Урок 5. Тиль Уленшпигель

Урок 1. Евангелие как художественное произведение
Разберем сюжет, на котором строятся все лучшие книги мировой литературы: странствие хитреца или эволюция странствующего плута. Какие неизменные атрибуты этого сюжета и как связать его с эпохой? Об этом и будем говорить.

Урок 2. «Гамлет»
«Гамлет» — не просто самая популярная, но и, безусловно, самая таинственная пьеса из мирового репертуара. 

Урок 3. Дон-Кихот
Поговорим о нем как о христологической фигуре. У него есть и апостол Санчо Панса, и враги, предатели, есть важная евангельская тема, что враги человеку — домашние его. Потому что дома его не понимают.

Урок 4. Шерлок Холмс и его спутники
Шерлок Холмс - христологический персонаж, его многое роднит с Христом. Трикстерская его природа, невозможные женщины рядом с ним, его смерть и воскресение… Его, как и Христа, многие принимали за носителя зла. Ватсон сначала подумал, что он не сыщик, а преступник. Близкий контакт со злом — это примета трикстера. Иначе он не мог бы с ним бороться. Ну и, конечно, как и всякий странствующий трикстер, прежде всего он не столько профессионал, сколько волшебник. Плут в высшем смысле, маг. 

Урок 5. Тиль Уленшпигель
Разберем образ героя средневековых нидерландских и немецких легенд, ставшего в своё время олицетворением не только плутовства, но и свободолюбия.

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 16+ лет

"Авангард и традиция"

Урок 1. Ремарк «Три товарища»
Урок 2. Маркес «Сто лет одиночества»
Урок 3. Шоу «Пигмалион»

Урок 1. Ремарк «Три товарища»
Так получилось, что эта книга стала самым известным произведением Ремарка, по крайней мере в России. Это история о любви гонщика к туберкулезной красавице. Роман очаровательный, бесконечно нравится подросткам. Но мы будем говорить не только о его поверхностном, мелодраматическом слое, но и о втором, тайном смысле, который раскрывается, если рассматривать «Трех товарищей» в историческом контексте.

Урок 2. Маркес «Сто лет одиночества»
Название этого романа Маркеса стало символом возрождения для испаноязычной литературы. Когда-то Евгений Евтушенко сказал об этом романе, что лучше написать нельзя. Дмитрий Быков тоже считает, что Габриэль Гарсиа Маркес совершил чудо, создав лучшую латиноамериканскую книгу всех времен и народов. Почему так произошло, чего это стоило Маркесу и его семье и что такое магический реализм, мы и поговорим.

Урок 3. Шоу «Пигмалион»
Бернард Шоу писал о себе: «Моя биография будет мало кому интересна, со мной мало что случалось. Чаще я случался с людьми, с идеями, формами, жанрами. Жизнь моя состояла из завтраков, обедов, ужинов и очень частого мытья». При этом Шоу был боксером, атлетом и сторонником здорового образа жизни. Пьеса «Пигмалион» — самая известная и смешная его пьеса, и самое главное в ней — коллизия и то, что, по мнению Шоу, человек не меняется. Об этом мы поговорим.

подробнее
1 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 16+ лет

"Библейские мотивы в англоязычной литературе"

Урок 1. Фицджеральд «Великий Гэтсби» и «Ночь нежна»
Урок 2. Хемингуэй «Старик и море»
Урок 3. Мелвилл «Моби Дик»
Урок 4. Воннегут «Бойня номер пять» и другие романы

Урок 1. Фицджеральд «Великий Гэтсби» и «Ночь нежна»
Фрэнсис Скотт Фицджеральд — какой-то гений изящества. Он умудрялся в очень коротких и многосложных метафорических романах и в замечательных рассказах иногда выразить то содержание, для которого другим не хватало всей жизни, десятков и тысяч страниц. Как построен «Великий Гэтсби», в чем секрет формы этого романа, почему его герой, который ведет повествование, стал одним из центральных персонажей американской прозы, а вовсе не Гэтсби?

Урок 2. Хемингуэй «Старик и море»
Хемингуэй получил Нобелевскую премию за «Старика и море» — последнее, закатное свое произведение, потому что все остальное осталось либо незавершенным, либо слабым. Это последний отсвет настоящего гения, и, думаю, высшее его свершение. Почему эта пятидесятистраничная сказочная повесть сыграла такую роль в мировой литературе и почему именно с нее начинается магический реализм второй половины XX века, поговорим на лекции.

Урок 3. Мелвилл «Моби Дик»
Мелвилл — самый популярный американский писатель XIX столетия, хотя при жизни он проигрывал большинству современников. Триумф «Моби Дика» — поздний, и полное непонимание остальных произведений Мелвилла, среди которых были, кстати, выдающиеся, — это драма его писательской судьбы. Человек он был, скорее всего, невыносимый, и правильно об этом писал Моэм. Но чем он так близок сердцу американца и почему «Моби Дик» — первый великий американский роман? Что вообще вкладывается в это понятие? Обо всем этом поговорим применительно к Мелвиллу.

Урок 4. Воннегут «Бойня номер пять» и другие романы
Курт Воннегут — гениальный американский сатирик немецкого происхождения, фантаст, автор дюжины романов, которые при самом строгом отборе попадут в сокровищницу литературы XX столетия. Пережил примерно в середине своей писательской судьбы глубокий творческий кризис, который привел к радикальной смене его манеры. 

подробнее
2 000 руб. В ПОРТФЕЛЬ
ЛИТЕРАТУРА с Дмитрием Быковым
рекомендуем для детей 16+ лет

"«Русские вопросы» в западной литературе"

Урок 1. Томас Манн
Урок 2. Шекспир: тайна Ромео и Джульетты
Урок 3. Южная готика: У. Фолкнер, Т. Капоте
Урок 4. Дюма и Бальзак о России
Урок 5. Лучший христианин: Уайльд или Честертон

Урок 1. Томас Манн
Немецкий писатель Томас Манн, нобелевский лауреат, — это наиболее типичный писатель, вобравший в себя и осмысливший в своих произведениях все главные противоречия XX века. Поговорим о его романах «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус».

Урок 2. Шекспир: тайна Ромео и Джульетты
В Шекспире, самом известном драматурге мира, нам дорого именно то, что ни одна его пьеса не принадлежит к чистому жанру: объемные образы, пестрые характеры без какой-то одной преобладающей черты, невероятное психологическое богатство и тонкий синтез насмешки и серьезности — это все Шекспир. Сюжет о Ромео и Джульетте и любви между представителями двух враждующих родов восходит к XIV веку. Как он был интерпретирован Шекспиром, мы и поговорим.

Урок 3. Южная готика: У. Фолкнер, Т. Капоте
Южнвя готика — одно из главных литературных явлений XX века в американской прозе. Противостояние культуры и цивилизации, Севера и Юга — это тема одного из ключевых американских романов «Унесенные ветром». О творчестве писателей южной готики — Уильяма Фолкнера, Трумена Капоте, Маргарет Митчелл — мы и поговорим.

Урок 4. Дюма и Бальзак о России
Русская тема в творчестве французских романистов Дюма и Бальзака — тема довольно неожиданная. Именно эти два писателя-энциклопедиста заложили основу образа России на Западе. И созданные в их произведениях образы России до сих пор воспринимаются в западном мире как единственно верные. Что это за образы, мы и поговорим.

Урок 5. Лучший христианин: Уайльд или Честертон
На этом уроке поговорим о двух образах христианства, которые представлены в английской прозе XIX и XX столетий. Эстетизм, трагизм, жертвенность Уайльда.  Доброжелательность, прямолинейность Честертона: об этих двух британских писателях, авторе «Портрета Дориана Грея» и авторе «Приключений отца Брауна», и расскажет Дмитрий Быков. 

подробнее
2 500 руб. В ПОРТФЕЛЬ